Прошлогоднее повышение цен вопреки обещаниям оказало временный эффект, а заключение госаудиторов о перекредитованности нацкомпании сулит ежегодную индексацию тарифов.
Министерство транспорта планирует повысить тариф на ж/д перевозки на 20% с 1 октября. Изменение затронет 62 из 140 действующих пассажирских маршрутов в Казахстане. В результате планируемого повышения тарифов профильное ведомство обещает улучшить качество железнодорожных услуг и увеличить зарплаты для работников отрасли. На что именно уходят деньги КТЖ, разбирался корреспондент inbusiness.kz на примере прошлогоднего роста цен.
В последние 10 лет тарифы по социально значимым направлениям оставались неизменными. Последнее повышение тарифов на 10,5% произошло в октябре 2023 года. Полученные средства были направлены на увеличение заработных плат сотрудников, а также позволили оператору увеличить доход от коммерческих поездов на 12%. Председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Жанибек Тайжанов также сообщал, что на сегодня пассажирская отрасль дотируется и субсидируется за счет государства, благодаря чему, по его словам, удается сдерживать цены на билеты.
Однако, несмотря на эти меры, КТЖ сталкивается с серьезными финансовыми трудностями. На начало 2024 года долг компании “Казахстан темир жолы” составил 2,9 трлн тенге. Для решения этой проблемы и дальнейшего развития инфраструктуры КТЖ подала заявки на значительное увеличение тарифов для экспортеров в 2024 и 2025 годах. Ожидается, что это принесет компании дополнительные 535 млрд тенге, из которых 179,6 млрд будут направлены на погашение долга. Получается, что повышение цен на билеты связано не только с необходимостью улучшения инфраструктуры и повышения заработных плат, но и с задачей стабилизации финансового положения КТЖ.
С одной стороны, это позволит компании продолжить инвестиции в модернизацию и развитие, с другой стороны, это неизбежно скажется на пассажирах, особенно на тех, кто пользуется железнодорожным транспортом по социально значимым направлениям.
Помимо этого, КТЖ активно инвестирует в развитие своей инфраструктуры. Согласно финансовой отчетности компании за 2023 год, в течение последних трех лет компания вложила 687,1 млрд тенге в обновление железнодорожного парка и инфраструктуры, что позволило снизить средний износ локомотивов с 68% до 52%. В 2023 году было закуплено 113 новых локомотивов. Также компания получила 47,65 млрд тенге субсидий из республиканского бюджета и увеличила среднюю зарплату сотрудников на 30%, до 427 367 тенге.
Казахстан занимает третье место по протяженности железных дорог среди стран СНГ и Балтии с шириной колеи 1520 мм. Железнодорожная сеть КТЖ охватывает 17 областей Казахстана и три города республиканского значения, обеспечивая экономическую взаимосвязь как внутри страны, так и с пятью соседними государствами: Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. В стране КТЖ играет ключевую роль в транспортной системе, обеспечивая 65% грузооборота и 15% пассажирооборота.
Однако, несмотря на значимость и масштабы деятельности компании, в 2023 году пассажирооборот КТЖ внутри Казахстана снизился на 4,2% по сравнению с предыдущим годом, составив 11 831 млн пассажиро-километров против 12 353 млн в 2022 году.
Что с тарифами у соседей?
Казахстан не единственная страна, где тарифы на железнодорожные перевозки растут. С повышением тарифа цена билета на поезда «Тальго» будет составлять примерно 19 493 тенге, в стандартных поездах стоимость купе составит 19 653 тенге, плацкарт – 12 871 тенге. Билеты на поезда пригородного сообщения будут стоить 6314 тенге. На билеты в вагонах без кондиционеров национальный перевозчик предоставит скидку до 20%.
По данным КТЖ, сегодня стоимость проезда в поездах сообщением Уральск – Кызылорда в купейных вагонах составляет 13 915 тенге, в плацкартных – 9216 тенге. Проезд в поездах по направлению Атырау – Астана – Караганда стоит 18 114 тенге в купе и 11 898 тенге в плацкарте. По направлению Шымкент – Алматы билет стоит 11 871 тенге в купе и 5886 тенге в плацкарте.
В России, Беларуси и других странах СНГ также наблюдаются тенденции к повышению цен. Например, в России средняя стоимость билета в купе по основным направлениям внутри страны в 2023 году составляла около 3 тыс. рублей (16 тыс. тенге). В 2024 году РЖД повысила стоимость билетов на 7,5%.
В Беларуси последний раз тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом повышались в мае 2024 года. По сообщению регулятора, увеличение тарифов носило плановый характер, и они выросли в среднем на 3,5-4%.
В Узбекистане стоимость железнодорожных билетов значительно ниже, чем в Казахстане и других странах СНГ. В ноябре прошлого года стоимость железнодорожных билетов по внутренним направлениям выросла в среднем на 44%. В 2024 году средняя стоимость билета в купейном вагоне по основным направлениям составила около 140 000 сумов (5 тыс. тенге). В Кыргызстане средняя стоимость билета в купейном вагоне по основным направлениям составляет около 1700 сомов (9500 тенге). А в Азербайджане средняя стоимость проезда в купе по основным направлениям составляет около 25 манатов (примерно 13 тыс. тенге).
Повышение тарифов на железнодорожные перевозки неизбежно отразится на пассажирах, особенно на социально уязвимых группах, таких как пенсионеры, студенты и многодетные семьи. Увеличение стоимости билетов может привести к снижению спроса на железнодорожные услуги, особенно среди тех, кто ранее выбирал железную дорогу как более доступный вид транспорта.
Повышение тарифов, запланированное на октябрь 2024 года, аргументируется властями как шаг к стабилизации финансового положения компании и улучшению качества предоставляемых услуг. Однако это может спровоцировать дальнейшее снижение пассажирооборота, особенно среди социально уязвимых категорий населения. В частности, пассажиры уже активно ищут альтернативные способы передвижения, включая автобусы и личные автомобили, что, в свою очередь, может снизить пассажирооборот на железной дороге. При этом планов по комплексной приватизации железнодорожного хозяйства и переходу на рыночные принципы пока не просматривается.
Источник: Inbusiness.kz