Среда, 5 ноября, 2025
  • Контакты редакции
NEWSDESK
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
NEWSDESK
No Result
View All Result

Автокредит без учета коэффициента долговой нагрузки: как это отразится на рынке Казахстана

Newsdesk by Newsdesk
1 год ago
in Финансы
0
Автокредит без учета коэффициента долговой нагрузки: как это отразится на рынке Казахстана
0
SHARES
2
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Проблема закредитованности населения не сходит с повестки дня.  

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предлагает предоставлять казахстанцам автокредит без учета коэффициента долговой нагрузки. Мера временная — до конца 2024 года. Эксперты рассказали корреспонденту inbusiness.kz, может ли нововведение привести к увеличению объема проблемных кредитов в стране.

Финансовый эксперт Андрей Чеботарев находит предложение АРРФР достаточно спорным.

«Я не очень согласен с тем, что надо исключать. Это надо исследовать, глубже смотреть», — говорит он.

В целом аналитик рассматривает этот шаг со стороны регулятора скорее в качестве некоего эксперимента.

«Это процесс дерегулирования. Сама идея хорошая и правильная, мы должны к ней идти потихоньку, а вот с чего начинать — это вопрос. Регулятор как бы разжимает свои тиски и предлагает заемщикам и кредиторам договариваться самим, как и должно быть, по идее. Мы, вроде как, очистили банковский сектор, там остались более-менее понимающие, поэтому можно начинать какой-то такой эксперимент. Но надо очень аккуратно смотреть, чтобы не было перегибов. Здесь идея в том, что регулятор верит, что все игроки рынка работают в долгую, понимая, что они делают, а не ради сиюминутной выгоды или, используя какие-то «серые», «темные» схемы для обогащения. Но в целом, это эксперимент по дерегуляции: отдать это банкам, посмотреть, как они себя будут вести», — пояснил он.

Андрей Чеботарев подчеркнул, что сегмент автокредитования является достаточно безопасным с точки зрения дальнейшего расширения, в отличие от рынка ипотечных займов и потребительского кредитования, в которых нет залогов.

«В «недвижке» есть залог, но они сложные, в автокредитовании есть хорошие твердые залоги. Это движимое имущество, машина. В отличие от квартир, где сложно выселять, машина достаточно быстро и легко изымается по решению суда — это займет несколько дней, то есть никаких проблем с изъятием и с дальнейшей ее продажей нет. Она достаточно ликвидна, оценивают их достаточно справедливо. Поэтому здесь я не вижу особых проблем. Я не думаю, что это приведет к росту каких-то плохих заемщиков или проблемам, именно потому что это очень ликвидный товар, его легко изъять, легко продать и нет никаких проблем», — пояснил эксперт.

С ним солидарен экономический обозреватель, автор Telegram-канала «Масонская ложа» Юрий Масанов.

«Особенность автокредитов заключается в том, что обязательным их условием является наличие залога в виде самого автомобиля. То есть банку в целом не составляет труда в легальном порядке получить в счет долга транспортное средство для его последующей продажи. Это дополнительная страховка для компенсации выданных средств, что уже снижает риски для самого банка», — отметил он.

По его словам, коэффициент долговой нагрузки является далеко не единственным критерием оценки заемщиков у банков — они учитывают и, например, историю прошлых доходов и погашений кредитов, а также возможные неофициальные доходы клиента.

«В целом нельзя считать, что из-за отсутствия учета коэффициента долговой нагрузки банки и МФО начнут выдавать автокредиты всем подряд. Также отмечу, что мера продлится лишь до конца текущего года, поэтому ее влияние само по себе ограничено», — заявил он.

К слову, Андрей Чеботарев еще добавил, что во всем мире в принципе эти процессы регуляции не подлежат.

«В нормальных странах нет никакого коэффициента долговой нагрузки, определенного правительством и регулятором. Банк сам смотрит. Он, когда дает деньги, то дает, чтобы получить их назад. Это бизнес. Он не будет давать деньги тому, кто ему их не вернет. В интересах банка дать деньги тому, кто может их вернуть. Поэтому здесь и не нужен никакой регулятор, который будет говорить: «Так, вот этому давай, а этому не давай. А у этого нагрузка такая, ты ему можешь дать, а этому ты не учел вот это, ты не можешь дать». Сам банк должен решать, потому что это его бизнес-модель. Если он будет давать деньги тому, кто ему не будет их возвращать, он обанкротится», — заметил он.

Также эксперты рассказали, каковы перспективы рынка автокредитования в Казахстане.

Андрей Чеботарев твердо убежден, что государственное льготное автокредитование не нужно, так как все легко регулируется рынком.

«Я говорил, что эта программа (льготного автокредитования – прим.) была не нужна, и, собственно, рынок демонстрирует абсолютную правдивость моих слов. Когда она вводилась, было мало машин, их не хватало, люди бегали по салонам. Сейчас у нас много машин, к нам зашли китайские бренды, строят китайские заводы. Мы видим, что сами автодилеры идут на уступки. С тех пор подешевели машины. Собственно сами дилеры делают свои программы с рассрочками, с низкими ставками, потому что им нужно продать автомобили, которых стало много. Это логично. Рынок так и работает. У вас много машин, все отлично и сам дилер идет на уступки. Поэтому я считаю, что не нужна никакая льготная программа», — говорит он.

Позитивную роль на рынке автокредитования, добавил аналитик, может сыграть дальнейшее снижение базовой ставки и расширение производства.

Аналогичного мнения, не нужно создавать дополнительные программы автокредитования в нашей стране со стороны государства, придерживается и Юрий Масанов.

«Продолжает работать льготная программа, где оператором выступает Банк развития Казахстана, и она будет действовать еще несколько лет. Она доступна, и любой желающий может купить по ней автомобиль отечественного производства. При этом коммерческие автокредиты пользуются все большей популярностью, конкуренция между банками позволяет сформировать продукты для граждан с разными выгодными условиями. Рынок постепенно сам выстроится без участия государственных денег», — пояснил эксперт.

Тем более, по его словам, автозаводы постоянно выпускают новую продукцию, их мощности растут на постоянной основе.

«В 2023 году в Казахстане произвели 134 тысячи легковых автомобилей, а к 2027 году планируют выпустить уже порядка 200 тысяч. Почему я говорю именно о внутреннем производстве? Те автокредитные программы, которые я наблюдаю на рынке сейчас, в целом нацелены на бренды, которые уже выпускаются у нас — это KIA, Hyundai, JAC и другие. Дефицит авто в салонах периода пандемии уже пройден, и в свободном доступе автомобили для покупки имеются. А даже если их нет, то ожидание не превышает месяц», — резюмировал спикер.

Ранее сообщалось, что у казахстанцев появится возможность получить автокредит без учета коэффициента долговой нагрузки.


Источник: Inbusiness.kz

Tags: АВТОКРЕДИТОВАНИЕМНЕНИЕЭКСПЕРТЫ
Previous Post

КНБ задержал религиозных радикалов в городах Казахстана

Next Post

Каждый четвертый молодой казахстанец зарабатывает до 150 тысяч тенге

Newsdesk

Newsdesk

Next Post
Каждый четвертый молодой казахстанец зарабатывает до 150 тысяч тенге

Каждый четвертый молодой казахстанец зарабатывает до 150 тысяч тенге

В Казахстане фермеры перевыполнили план по сену и силосу
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В Казахстане фермеры перевыполнили план по сену и силосу

Аграрии РК обеспечили огромный запас кормов на зиму.  В Казахстане успешно завершена заготовка кормов для сельскохозяйственных животных к зимовке 2025–2026 ...

31.10.2025
«Атамекен» опровергает информацию о предстоящем уходе Раимбека Баталова
Бизнес

«Атамекен» опровергает информацию о предстоящем уходе Раимбека Баталова

Председатель президиума избирается и освобождается от должности исключительно решением Съезда Национальной палаты предпринимателей, отметили в НПП. Национальная палата предпринимателей "Атамекен" ...

31.10.2025
Покупка авто в Казахстане обернулась для россиян большими доплатами
Авто

Покупка авто в Казахстане обернулась для россиян большими доплатами

Россиян призвали не экономить на утильсборе при покупке машины в РК. Россияне, купившие автомобили в Казахстане, столкнулись с требованием Федеральной таможенной службы ...

31.10.2025
Ущерб 3,7 млрд тенге: из России экстрадировали экс-сотрудника ЦОНа
ГРОМКОЕ ДЕЛО

Ущерб 3,7 млрд тенге: из России экстрадировали экс-сотрудника ЦОНа

Он являлся членом ОПГ. Из Российской Федерации экстрадирован соучастник организованной преступной группы, организовавшей незаконную легализацию грузовых машин, ввезённых в область Жетысу из ...

31.10.2025
Казахстанский фильм попал в конкурс престижного фестиваля в Таллинне
КИНО

Казахстанский фильм попал в конкурс престижного фестиваля в Таллинне

Картина Жаннат Алшановой "Победителей видно на старте" представит Казахстан на Tallinn Black Nights Film Festival. Дебютная работа режиссёра Жаннат Алшановой ...

30.10.2025

Последние новости

  • В Казахстане фермеры перевыполнили план по сену и силосу 31.10.2025
  • «Атамекен» опровергает информацию о предстоящем уходе Раимбека Баталова 31.10.2025
  • Покупка авто в Казахстане обернулась для россиян большими доплатами 31.10.2025
  • Ущерб 3,7 млрд тенге: из России экстрадировали экс-сотрудника ЦОНа 31.10.2025
  • Казахстанский фильм попал в конкурс престижного фестиваля в Таллинне 30.10.2025

Календарь записей

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
« Окт    
No Result
View All Result

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.