Суббота, 5 июля, 2025
  • Контакты редакции
NEWSDESK
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
NEWSDESK
No Result
View All Result

Автокредит без учета коэффициента долговой нагрузки: как это отразится на рынке Казахстана

Newsdesk by Newsdesk
12 месяцев ago
in Финансы
0
Автокредит без учета коэффициента долговой нагрузки: как это отразится на рынке Казахстана
0
SHARES
2
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Проблема закредитованности населения не сходит с повестки дня.  

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предлагает предоставлять казахстанцам автокредит без учета коэффициента долговой нагрузки. Мера временная — до конца 2024 года. Эксперты рассказали корреспонденту inbusiness.kz, может ли нововведение привести к увеличению объема проблемных кредитов в стране.

Финансовый эксперт Андрей Чеботарев находит предложение АРРФР достаточно спорным.

«Я не очень согласен с тем, что надо исключать. Это надо исследовать, глубже смотреть», — говорит он.

В целом аналитик рассматривает этот шаг со стороны регулятора скорее в качестве некоего эксперимента.

«Это процесс дерегулирования. Сама идея хорошая и правильная, мы должны к ней идти потихоньку, а вот с чего начинать — это вопрос. Регулятор как бы разжимает свои тиски и предлагает заемщикам и кредиторам договариваться самим, как и должно быть, по идее. Мы, вроде как, очистили банковский сектор, там остались более-менее понимающие, поэтому можно начинать какой-то такой эксперимент. Но надо очень аккуратно смотреть, чтобы не было перегибов. Здесь идея в том, что регулятор верит, что все игроки рынка работают в долгую, понимая, что они делают, а не ради сиюминутной выгоды или, используя какие-то «серые», «темные» схемы для обогащения. Но в целом, это эксперимент по дерегуляции: отдать это банкам, посмотреть, как они себя будут вести», — пояснил он.

Андрей Чеботарев подчеркнул, что сегмент автокредитования является достаточно безопасным с точки зрения дальнейшего расширения, в отличие от рынка ипотечных займов и потребительского кредитования, в которых нет залогов.

«В «недвижке» есть залог, но они сложные, в автокредитовании есть хорошие твердые залоги. Это движимое имущество, машина. В отличие от квартир, где сложно выселять, машина достаточно быстро и легко изымается по решению суда — это займет несколько дней, то есть никаких проблем с изъятием и с дальнейшей ее продажей нет. Она достаточно ликвидна, оценивают их достаточно справедливо. Поэтому здесь я не вижу особых проблем. Я не думаю, что это приведет к росту каких-то плохих заемщиков или проблемам, именно потому что это очень ликвидный товар, его легко изъять, легко продать и нет никаких проблем», — пояснил эксперт.

С ним солидарен экономический обозреватель, автор Telegram-канала «Масонская ложа» Юрий Масанов.

«Особенность автокредитов заключается в том, что обязательным их условием является наличие залога в виде самого автомобиля. То есть банку в целом не составляет труда в легальном порядке получить в счет долга транспортное средство для его последующей продажи. Это дополнительная страховка для компенсации выданных средств, что уже снижает риски для самого банка», — отметил он.

По его словам, коэффициент долговой нагрузки является далеко не единственным критерием оценки заемщиков у банков — они учитывают и, например, историю прошлых доходов и погашений кредитов, а также возможные неофициальные доходы клиента.

«В целом нельзя считать, что из-за отсутствия учета коэффициента долговой нагрузки банки и МФО начнут выдавать автокредиты всем подряд. Также отмечу, что мера продлится лишь до конца текущего года, поэтому ее влияние само по себе ограничено», — заявил он.

К слову, Андрей Чеботарев еще добавил, что во всем мире в принципе эти процессы регуляции не подлежат.

«В нормальных странах нет никакого коэффициента долговой нагрузки, определенного правительством и регулятором. Банк сам смотрит. Он, когда дает деньги, то дает, чтобы получить их назад. Это бизнес. Он не будет давать деньги тому, кто ему их не вернет. В интересах банка дать деньги тому, кто может их вернуть. Поэтому здесь и не нужен никакой регулятор, который будет говорить: «Так, вот этому давай, а этому не давай. А у этого нагрузка такая, ты ему можешь дать, а этому ты не учел вот это, ты не можешь дать». Сам банк должен решать, потому что это его бизнес-модель. Если он будет давать деньги тому, кто ему не будет их возвращать, он обанкротится», — заметил он.

Также эксперты рассказали, каковы перспективы рынка автокредитования в Казахстане.

Андрей Чеботарев твердо убежден, что государственное льготное автокредитование не нужно, так как все легко регулируется рынком.

«Я говорил, что эта программа (льготного автокредитования – прим.) была не нужна, и, собственно, рынок демонстрирует абсолютную правдивость моих слов. Когда она вводилась, было мало машин, их не хватало, люди бегали по салонам. Сейчас у нас много машин, к нам зашли китайские бренды, строят китайские заводы. Мы видим, что сами автодилеры идут на уступки. С тех пор подешевели машины. Собственно сами дилеры делают свои программы с рассрочками, с низкими ставками, потому что им нужно продать автомобили, которых стало много. Это логично. Рынок так и работает. У вас много машин, все отлично и сам дилер идет на уступки. Поэтому я считаю, что не нужна никакая льготная программа», — говорит он.

Позитивную роль на рынке автокредитования, добавил аналитик, может сыграть дальнейшее снижение базовой ставки и расширение производства.

Аналогичного мнения, не нужно создавать дополнительные программы автокредитования в нашей стране со стороны государства, придерживается и Юрий Масанов.

«Продолжает работать льготная программа, где оператором выступает Банк развития Казахстана, и она будет действовать еще несколько лет. Она доступна, и любой желающий может купить по ней автомобиль отечественного производства. При этом коммерческие автокредиты пользуются все большей популярностью, конкуренция между банками позволяет сформировать продукты для граждан с разными выгодными условиями. Рынок постепенно сам выстроится без участия государственных денег», — пояснил эксперт.

Тем более, по его словам, автозаводы постоянно выпускают новую продукцию, их мощности растут на постоянной основе.

«В 2023 году в Казахстане произвели 134 тысячи легковых автомобилей, а к 2027 году планируют выпустить уже порядка 200 тысяч. Почему я говорю именно о внутреннем производстве? Те автокредитные программы, которые я наблюдаю на рынке сейчас, в целом нацелены на бренды, которые уже выпускаются у нас — это KIA, Hyundai, JAC и другие. Дефицит авто в салонах периода пандемии уже пройден, и в свободном доступе автомобили для покупки имеются. А даже если их нет, то ожидание не превышает месяц», — резюмировал спикер.

Ранее сообщалось, что у казахстанцев появится возможность получить автокредит без учета коэффициента долговой нагрузки.


Источник: Inbusiness.kz

Tags: АВТОКРЕДИТОВАНИЕМНЕНИЕЭКСПЕРТЫ
Previous Post

КНБ задержал религиозных радикалов в городах Казахстана

Next Post

Каждый четвертый молодой казахстанец зарабатывает до 150 тысяч тенге

Newsdesk

Newsdesk

Next Post
Каждый четвертый молодой казахстанец зарабатывает до 150 тысяч тенге

Каждый четвертый молодой казахстанец зарабатывает до 150 тысяч тенге

Настольный теннис: Кирилл Герасименко стартовал с уверенной победы
Спорт

Настольный теннис: Кирилл Герасименко стартовал с уверенной победы

В Лас-Вегасе стартовал престижный международный турнир по настольному теннису — United States Smash 2025.  Казахстан представляет лидер сборной — Кирилл ...

04.07.2025
Юные казахстанцы с триумфом выступили на EGeO в Литве
популярное

Юные казахстанцы с триумфом выступили на EGeO в Литве

Школьники привезли 7 медалей с Европейской олимпиады по географии.  В Литве завершилась Европейская олимпиада по географии EGeO, собравшая талантливых школьников ...

04.07.2025
С космодрома Байконур запущена ракета «Союз-2.1а»
популярное

С космодрома Байконур запущена ракета «Союз-2.1а»

Она доставит на МКС грузовой корабль "Прогресс МС-31". 4 июля в 00.32 по времени Астаны с космодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель "Союз-2.1а", на ...

04.07.2025
Теракт в «Крокусе»: всплыли страшные детали об исполнителях
ГРОМКОЕ ДЕЛО

Теракт в «Крокусе»: всплыли страшные детали об исполнителях

Они были не в себе.  Трое фигурантов теракта в концертном комплексе "Крокус Сити Холл" — Далерджон Мирзоев, Мухаммадсобир Файзов и ...

04.07.2025
Нацкомпании обязали возвращать остатки средств в бюджет
Финансы

Нацкомпании обязали возвращать остатки средств в бюджет

Отныне неиспользованные бюджетные средства нацкомпаний не будут "зависать" на их счетах.  В Казахстане установлен новый механизм возврата неиспользованных бюджетных средств, ...

03.07.2025

Последние новости

  • Настольный теннис: Кирилл Герасименко стартовал с уверенной победы 04.07.2025
  • Юные казахстанцы с триумфом выступили на EGeO в Литве 04.07.2025
  • С космодрома Байконур запущена ракета «Союз-2.1а» 04.07.2025
  • Теракт в «Крокусе»: всплыли страшные детали об исполнителях 04.07.2025
  • Нацкомпании обязали возвращать остатки средств в бюджет 03.07.2025

Календарь записей

Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
« Июн    
No Result
View All Result

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.