В Казахстане разрабатывается типовой проект школ на 2 500 мест.
На VI заседании Национального совета общественного доверия Президент Касым-Жомарт Токаев поручил разработать современные типовые проекты строительства 1000 новых школ в стране до 2025 года. Вице-министра образования и науки Бибигуль Асылова рассказала об этапе реализации этой задачи.
Поначалу может возникнуть вопрос, зачем школе типовой проект. Образовательный стандарт определяет не только содержание учебника и педагогические технологии, но и требования к школьному зданию. По словам Бибигуль Асыловой, эти требования были обновлены 15 лет назад.
По словам Вице-министра, есть типовые проекты для школ на 300, 600, 900 и 1200 мест. Эти проекты были разработаны в 2007 году, в начале программы «100 школ, 100 больниц». С тех пор требования к образованию стали намного выше. Поэтому глава государства сказал, что нужны современные типовые проекты.
«Например, до конца года будут сданы 3 школы BINOM. Даже их сейчас отклоняют в России. Потому что добавляются экологические и энергосберегающие требования. В настоящее время комитет по строительству и жилищному хозяйству Министерства индустрии и инфраструктурного развития готовит типовой проект школы на 2 500 мест. Найти землю, подходящую для строительства школ, в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте становится все сложнее. Поэтому лучше строить в этом районе самые большие школы», — сказала она.
Бибигуль Асылова также отметила конкретные недостатки существующего модельного проекта. Стоимость оборудования для существующих типовых проектов покрывает всего 8-10% от стоимости проекта. Например, если стоимость проекта школы составляет 2 миллиарда тенге, это означает, что на оборудование будет потрачено всего 160 миллионов тенге.
«На что хватит 160 миллионов тенге?» Простые деревянные доски, письменные столы стоимостью 10-15 тысяч тенге, которые придут в негодность через год, минимальная кухонная техника, шкаф. Школу на 1000 мест за 160 миллионов тенге не оборудовать. В результате акиматы вынуждены каждый год постепенно оборудовать учебные классы в зависимости от своих финансовых возможностей. Другими словами, хотя это и не было включено в проект во время строительства, стоимость оборудования по-прежнему выделяется из того же бюджета. Но сколько времени это займет, зависит от бюджетной политики. И детей нельзя лишать достойного образования из-за бюджетной политики. В этой связи актуальна и доработка типовых проектов», — сказала она.
Естественно, что на ум сразу приходят финансовые оценки хотя бы типового проекта. Потому что мы видим, что стоимость школы с одинаковой вместимостью варьируется в одной и той же области. Вице-министр объяснил это следующим фактором. Каждое городское руководство при планировании строительства школы старается оптимизировать инженерные сети. Для чего нужно будет развивать внутреннюю инфраструктуру. В результате стоимость обучения резко возрастает. Однако самой главной задачей министерства, создать комфорт для учащихся. Учителя должны иметь все инструменты и оборудование, необходимые для обеспечения качественного образования. Также здание должно иметь систему видеонаблюдения, пожарную сигнализацию, санузлы. Конечно, все это стоит денег.
«За последние два года было много критики, что школы BINOM становятся дороже. В них сразу включена стоимость оборудования, что составляет 30% от сметы. То есть классы сдаются под ключ. Мы за то, чтобы школы были полностью оснащены современным оборудованием», — сказала Вице-Министра.
Однако типовой проект может предотвратить искусственное удорожание строительства. Представитель Министерства привела конкретный пример. Согласно «Дорожной карте занятости», Акмолинская и Алматинская области слишком дороги при предложении проектов строительства школ. По совету Министерства, по рекомендации межведомственной комиссии, акиматы в итоге отклонили эти проекты.
Возможно ли к 2025 году завершить строительство 1000 школ? По словам Вице-Министра, это вполне возможно.
«В этом году мы введем в эксплуатацию более 230 из них. У нас есть четкий план. План одобрен всеми акиматами. Например, в Нур-Султане в 2022 году необходимо построить 11 школ на 25 тысяч детей. Таким же образом был разработан четкий план для каждого региона и каждого города», — сказала она.
По словам Бибигуль Асыловой, из 1080 школ на 1 миллион 240 тысяч учащихся, которые будут построены в стране к 2025 году, 656 будут построены за счет бюджета, 101 — за счет государственно-частного партнерства, 251 — за счет частных инвестиций. Остальные 72 школы будут построены в небольших поселках по модульному принципу. Основным преимуществом модульной конструкции является то, что она состоит из металлического каркаса, что позволяет в любой момент удобно переехать в другое место. А если количество детей вырастет, проще добавить дополнительное пространство.
С 1991 года в Казахстане построено 1917 школ. За последние 30 лет было построено около 2000 школ, а теперь цель — построить более 1000 школ за 5 лет.
«Почти все эти 1917 школ построены за счет бюджета. Сейчас участвует и частный бизнес. Мы это поддерживаем. Большое количество частных школ не только стимулирует конкуренцию между ними, но и способствует повышению конкурентоспособности государственных школ», — заключила Вице-Министра.
Таким образом, еще один крупный проект, который обсуждался в НСОД, подробно прорабатывается. Благодаря тесному сотрудничеству нацсовета и Министерства образования и науки стандартные проекты, которые не обновлялись 15 лет, будут изменены в соответствии с современными требованиями. Это можно рассматривать как вклад Национального совета общественного доверия в будущее страны.
Источник: Adyrna.kz