Соблюдение медиаэтики теперь дело не только журналистов и блогеров, но и всех, кто так или иначе использует интернет для общения. Проблема в том, что сами представители медиа нередко нарушают ее. На тренинге по медиаэтике для журналистов и блогеров, организованном «Казахстанским Медиа Альянсом» при поддержке КФ «Медиа дамыту қоры» в Жезказагане, специалисты рассказали, как не навредить обществу, рассказывая о событиях, и что делать, если фальшивые новости настойчиво попадают в смартфоны.
Как работают информационные пузыри
Любой кризис, будь то пандемия, акции протеста, паводки и другие катаклизмы, в Казахстане сопровождаются быстрым распространением недостоверной информации, -рассказывает исполнительный директор Казахстанского Медиа Альянса Канат Сахариянов.
«Причин этому много: с одной стороны, снижение доверия к официальным каналам информации, с другой – популярность пабликов и блогов, авторы которых склонны публиковать «горячие новости», и не всегда проверяют информацию. Стоит признать, что и сами журналисты иногда распространяют некорректную информацию, что сильно отражается на имидже СМИ в целом. Таким образом общество получает искаженную картину происходящего, и эта проблема требует решения».
Провокационные материалы, как правило, распространяются за считанные минуты. Алгоритмы соцсетей способствуют этому, так как постоянно подбирают подходящий залайканной теме контент в своих рекомендациях. Пользователи же не сразу осознают, что попадают в так называемые информационные пузыри. Проблема в том, что в результате общественное мнение становится резко поляризованным. Это затрудняет общественную дискуссию, мешает людям о чем-либо договориться. Эксперт по коммуникациям Шуга Наурызбаева говорит, что теперь СМИ стоят перед серьезным вызовом: нужно не только повышать профессионализм, но становиться эталоном качества, в том числе в вопросах соблюдения медиаэтики.
«Главное отличие профессиональных СМИ в том, что они соблюдают базовые принципы: правдивость, объективность, честность, ответственность перед обществом. В век цифровых медиа как никогда важно, чтобы пресса не отходила от них, хотя соблазн набрать лайки некачественным контентом всегда велик. Я не сторонник демонизации соцсетей, все-таки это хороший инструмент для распространения и обмена информацией. Все дело только в том, как им пользоваться. Часто люди непреднамеренно вредят своей риторикой или распространением недостоверной информации, потому, что просто не знают, как вести себя в цифровом пространстве», — говорит Шуга Наурызбаева.
Как писать о суицидах
В Казахстане многие годы остается актуальной проблема суицидов. Эксперты обращают внимание на вопрос ответственного освещения и этой темы. Иногда не писать о суицидах полезнее, чем освещать, не зная базовых этических принципов или не придерживаясь их.
В казахстанской журналисткой практике были случаи, когда репортеры показывали на телевидении, как именно человек совершил суицид, что, конечно, недопустимо. Нельзя публиковать информацию о месте и способе суицида, предсмертные записки, изображение тела погибшего, недопустимо писать о причине суицида в одномерной плоскости: бедность, проблемы в учебе, несчастная любовь, игромания, одиночество, долги. Такая подача информации дает людям, находящимся в аналогичной ситуации, повод считать, что уход из жизни и есть способ решения проблемы, наводит на мысли поступить аналогично. Дети и подростки особенно подвержены этому риску.
«Мировой опыт показывает, что чрезмерное и сенсационное освещение фактов самоубийств может привести к увеличению случаев суицида», — говорит Канат Сахариянов. Этот вопрос много обсуждали в медиасообществе. В 2022 году Казахстанский Медиа Альянс принял декларацию «Ответственное освещение суицидов в СМИ», а позже инициировал введение в закон «О масс медиа» статьи 11 «Информация, пропагандирующая самоубийство». Эта норма запрещает распространять информацию, которая может побудить людей к совершению самоубийства.
«Теперь запрещена любая информация, побуждающая к совершению самоубийства. Это могут быть указания совершить самоубийство как на способ решения проблемы, одобрение самоубийства. Информация о способах совершения самоубийства тоже под запретом: сюда можно отнести описание средств и мест для совершения самоубийства. Недопустимо публиковать информацию, призывающую к самоубийству: прямые обращения путем шантажа, просьбы, агитации или уговоры. Мы уверены, что законодательные изменения будут способствовать созданию безопасной информационной среды, особенно для уязвимых людей, — рассказал Канат Сахариянов.
Бытовое насилие: сенсации и информационный шум
Казахстанские медиа больше не замалчивают тему бытового насилия. На информационном поле очень много публикаций, особенно после резонансных случаев. Но эксперты говорят о заметной практике поверхностного освещения, когда авторы рассказывают о факте насилия, однако не всегда следят за развитием ситуации или не раскрывают социальные, правовые причины. Порой желание быстро рассказать о несправедливости настолько велико, что в сеть выкладывают фото или видео пострадавших от насилия без их согласия, в том числе детей, личную информацию.
Плохо, когда зрители и читатели привыкают к информационному шуму, и новости о насилии воспринимается как что-то обычное. Эксперты говорят, что авторы контента могут помочь бороться с бытовым насилием, если будут больше рассказывать о том, как не допустить его и защититься.
Очень важно публиковать контакты кризисных центров, телефонов доверия. Необходимо также позаботиться о безопасности пострадавших, согласившихся дать интервью, иногда для материала достаточно анонимных комментариев, а от записи интервью ребенка и можно вовсе отказаться, ограничившись комментарием родителя, адвоката, соцработника или опекуна.
(Актуальную информацию о поддержке для жертв насилия в 2024 году по всем регионам Казахстана приводит портал Тengrinews.)
На тренинге обсуждали случаи, когда тележурналисты рассказывают о насилии в развлекательном формате; продюсеры приглашают сомнительных экспертов, которые хейтят жертву, ведущие своей некорректной работой ставили под угрозу безопасность жертвы или травмировали ее неэтичными вопросами. Наиболее запомнившийся многим — резонансный случай, когда на телеканале «Хабар» ведущие ток-шоу «Бірақ» устроили встречу женщины с ее мужем, от которого она терпела насилие. Это вызвало у нее острую эмоциональную реакцию. В результате общественного давления ток-шоу закрыли.
«Такое безответственное освещение ухудшает ситуацию с насилием. Есть большая вероятность, что зрители, находящиеся в аналогичной ситуации насилия, начнут оценивать свою ситуацию как безвыходную: становится страшно рассказывать о проблеме, кажется, что лучше избегать журналистов, возникает страх хейта, еще большего усугубления ситуации. Нам, журналистам, стоит серьезно задуматься о возвращении доверия. Информационное пространство могло бы стать более безопасным, если бы медиа, включая блогеров, сменили тональность. Важно быть более эмпатичными, больше освещать программы поддержки и защиты жертв насилия. Благодаря эффективной работе представителей гражданского общества в Казахстане немало успешных историй восстановления жертв, об этом тоже важно рассказывать», — говорит журналист, медиатренер Анар Бекбасова.
Отдельная часть тренинга была посвящена этике интервью на конфликтно-чувствительные темы. Это когда журналист или блогер работает над контентом, затрагивающим трагические события, деликатные стороны жизни человека.
Участники тренинга разобрали наиболее распространенные ошибки в интервью, когда авторы контента нарушали баланс между интересом к важной теме и защитой права собеседника на частную жизнь. В ситуации кризиса личные границы респондента особенно уязвимы. Агрессия, поучительный тон, некорректная лексика, отсутствие такта и сопереживания со стороны интервьюера – признаки непрофессионализма. От продолжения такого интервью респонденту лучше отказаться.
Медиаграмотность против фейков
Участники тренинга обсудили также распространение наиболее запомнившихся фейков и их влияние на людей в условиях ЧС. Во время весенних паводков 2024 года казахстанцы пересылали друг другу аудиосообщение, в котором говорилось о запрете на питье воды из под крана из-за якобы участившихся случаев заражения инфекциями. Также рассылалась информация о том, что каждому пострадавшему от паводка выплатят по 22 млн тенге. Эти и другие фейки вызывали беспокойство в обществе. Пправоохранительные органы выявили 41 факт распространения ложной и некорректной информации. К административной ответственности привлекли 29 граждан.
Самые яркие признаки фейков – громкие заголовки, формулировки, вызывающие эмоциональную реакцию, отсутствие ссылок на авторитетные источники. Если контент призывает к агрессии, предлагает разделиться на «мы» и «они», — это серьезный повод задуматься. Такая подача информации повышает конфликтность в отношениях и способна привести даже к трагическим событиям.
Наверное, каждый пользователь получал когда-либо сообщение со старой новостью, которая преподносилась как новая или зарубежную новость, о которой рассказывали как о событии, произошедшем в Казахстане. Например, когда началась война в Украине, распространялся фейк об отправке на фронт казахстанских военных; в марте этого года Минтруда пришлось опровергать фейк о введении единого пособия на детей в Казахстане.
Соцсети часто распространяют одну и ту же информацию быстрее, чем профессиональные СМИ, и этому есть объяснение. Журналисты ищут подтверждения через несколько независимых источников, находят первоисточники, обращаются в госорганы, спрашивают мнение авторитетных экспертов, применяют разные фактчекинговые инструменты. Эта работа требует дополнительного времени.
Простые способы проверки информации на достоверность
1.Узнать, кто автор публикации, какая у него репутация.
2.Проверить даты создания публикации и контекст, обратить внимание на детали фото и видео. Первоисточник изображения можно найти на Google Images.
3.Найти новость на одну и ту же тему на разных информплощадках и проанализировать. Информация достоверная, если ее подтвердили несколько авторитетных ресурсов или фактчекинговые сайты.
Не стоит делиться в соцсетях текстом, фото или видео, которые вызывают сомнения, даже если хочется обсудить их достоверность с другими, ведь это тоже распространение. Если контент угрожает общественной безопасности, это повод обратиться в правоохранительные органы.
Социологическое исследование Internews по медиапотреблению и медиаинформационной грамотности в странах Центральной Азии, опубликованное в апреле 2024 года, показывает, что в Казахстане наблюдается незначительное снижение уровня медиаграмотности. «Доля населения с низкой медиаграмотностью выросла с 17 % в 2021 году до 23 % в 2023 году. Одновременно сократилась доля граждан с высоким (с 15 % до 13 %) и средним уровнем (с 69 % до 65 %)», — пишет «Новый репортер».
Помогают развитию медиаграмотности проекты в СМИ по фактчекингу; в Казахстане работают популярные фактчекинговые ресурсы Factcheck.kz и Stopfake.kz. Улучшить способности по медиаграмотности можно с помощью онлайн-учебника, разработанного представительством Internews в Казахстане. «Казахстанский Медиа Альянс» призывает медиасообщество создать коалицию и провозгласить этические нормы для журналистов, что помогло бы способствовать повышению профессионализма СМИ и доверия к ним аудитории.
Источник: КМА