В этой статье, говоря об архитектуре, мы не станем бродить среди доисторических курганов Семиречья или улочками древнего городища, на дирхемах которого значилось «чеканено в Алмату». Мы поговорим о богатейшем архитектурном наследии Алматы, гораздо более близкого к нам времени – того, в котором жило несколько последних поколений горожан.
Принято считать, что туристические тропы Алматы ведут лишь в горы, к лыжным трассам и каньонам, озерам и ущельям. Но внимательный турист ощутит бесспорное обаяние этого города, его пространства и архитектуры. Здесь есть много великолепных образцов сталинского ампира, модернизма и постмодернизма, для которых параллельно-меридианная ортогональность городской планировки создавала оптимальные условия встраивания. Именно по заданным ею направлениям разбивались парки и пешеходные зоны, широкие бульвары, каскады фонтанов… К слову, даже сталинский ампир в Алматы отдает должное ориентальной ментальности города: в форме дверных проемов, во внешнем убранстве окон.
Фото: Максим Золотухин
Все эти прекрасные здания пережили штормы и штили своего времени, став достоянием истории.
История – материя хрупкая. Но она обладает твердой доказательной базой – физическими свидетельствами. Например, такими как памятники культуры и архитектуры. В них – эпохи и мастера. Однако камень защищен лишь от времени, но не от человека. Их утраты невосстановимы: архитектурные артефакты искажаются и разрушаются раз и навсегда. И в этом смысле Алматы уже понес ощутимые потери.
Президент Токаев уже неоднократно говорил о том, что на сегодня Алматы уже лишился многих памятников зодчества, представляющих историческую ценность. Столь кардинальные изменения в архитектурном облике города далеко не всегда украшают его. Эта проблема требует политических решений. Специалисты в области урбанистики и градозащиты единодушно уверены: Казахстану нужен реально действующий институт с привлечением общественности и профессиональных экспертов для принятия коллегиальных решений, касающихся застройки города. Но пока в самом большом городе страны активно работают лишь несколько публичных исследовательских проектов. Но и их деятельность уже дает плоды: благодаря активистам некоторые здания все же удается спасти. К тому же сегодня идет совместная с горожанами работа по составлению расширенного списка архитектурного наследия прошлого республиканского и местного значения. И в Алматы количество таких сооружений может исчисляться сотнями.
Фото: Максим Золотухин
Помимо бездумного сноса, по мнению горожан и экспертов, существует и еще одна опасность: безответственная реставрация исторической архитектуры. Объект вроде бы остался в реестре охраняемых государством зданий, но облик его настолько изменился, что и охранять-то уже, собственно, нечего… Общественность обо всем этом узнает постфактум, хотя в идеале должна бы решать подобные вопросы. Так, знаменитый Дворец Республики, когда-то украшавший страницы мирового архитектурного глянца в качестве яркого примера советского модернизма, в результате весьма странной реставрации утратил свою идентичность. Из этого следует, что собственники зданий должны нести строгие охранные обязательства под строгим же контролем государства.
Фото: Максим Золотухин
Если задать в поисковой строке: «архитектурная история Алматы», то вам, помимо всего прочего, будет выдано много материала в популярном формате «было-стало». И это печально, ибо зачастую было уникально и красиво, стало – неэстетично и хаотично. А потому проблема сохранения исторического наследия одного из самых красивых городов Центральной Азии – болевая точка алматинцев, да и всех казахстанцев. Гармоничная мелодика Алматы за последние пару десятков лет неоднократно нарушалась в угоду каким-то сиюминутным интересам: одни исторические здания подвергались сносу, иные – непродуманной и неумелой реставрации. И те, и другие потеряны безвозвратно, и останутся лишь на старых архивных фото. Этот процесс – сродни вторжению фальшивых нот в великолепную симфонию прекрасного города у подножья гор.
Фото: Максим Золотухин
Некоторые застройщики и владельцы знаковых для Алматы объектов зодчества стараются обходить острые углы и не сильно погружаться в проблему встраивания своих архитектурных идей в историческую среду и контекст. Но не все из них столь безответственны. И в качестве примера такого трепетного отношения к архитектурному историческому наследию расскажем об одном узнаваемом всеми казахстанцами объекте.
Числится в государственном реестре памятников истории и культуры республиканского значения, пожалуй, одно из самых величественных зданий Алматы – бывший Дом правительства. В нем с 2001-го года и по сей день располагается Казахстанско-Британский технический университет. И весьма показательным представляется тот факт, что школяров с их новыми образовательными программами и амбициозными целями поместили в столь значимые исторические декорации: это демонстрирует отношение Казахстана к своей молодежи и дает отмашку созданию университетских традиций, достойных такой легендарной «среды обитания». И студенты проникаются этой атмосферой: академичность получаемых в этих стенах знаний становится крепкой базой для взращивания самых смелых устремлений, ибо бытие определяет сознание…
Фото: Максим Золотухин
Это масштабное здание с монументальной колоннадой, пять этажей которого возвышаются на высоком постаменте. Расположенное в историческом центре прежней столицы в окружении скверов, цветников и фонтанов, оно занимает особое место в сердцах казахстанцев. Ведь каждый из нас знает: в его стенах в 1991-м году был подписан закон о независимости Республики Казахстан и дан отсчет новейшей истории нашей Родины. Об этом гласит и бронзовая памятная табличка у главного входа в университет, где каждый желающий может посетить Зал Независимости, в стенах которого был навсегда декларирован суверенитет Великой Степи.
Монументальность этого здания действительно впечатляет. Три композиционных объема с залом заседаний в центре занимает квадрат между проспектом Абылай хана и улицами Панфилова, Толе би и Казыбек би. Колоннада фасада обращена на юг, и перед ней расстилается Старая площадь, как именуют ее горожане, которой больше бы подошло название «историческая» – стольким знаковым событиям в жизни нашего государства она была свидетельницей.
К строительству здания приступили в далеком 1938-м году, и проектированием столь важного объекта, как было принято в СССР, занимались в «Моспроекте», а технические чертежи делали уже профи из «Казгоспроекта». Но к 41-му году был вырыт лишь котлован. И строительство приостановилось: страна встала на защиту Родины.
Фото: Максим Золотухин
Источник: Nur.kz