Что нужно знать отечественным предпринимателям, решившим запустить собственную торговую марку
Можно ли в Казахстане запустить собственный бренд и при этом успешно конкурирующий с мировыми? Опыт достаточно молодой компании Qazaq Oil показывает, что это возможно.
Пример Qazaq Oil весьма показателен в том смысле, что нужно не просто продавать товар или услугу, а надо создавать целую экосистему сервисного бизнеса. Компания в течение короткого времени превратила заурядную и малоприбыльную сеть АЗС в огромный комплекс товаров и услуг, необходимых водителям и путешественникам по всему Казахстану. На сегодня под этим брендом выпускается широкий ассортимент продуктов: моторные, трансмиссионные масла, стеклоомывающая жидкость, антифризы и различные автотовары.
Один из концептуальных брендов компании, который стал наиболее заметным и сразу вывел фирменные АЗС в топы потребительских предпочтений — Q-cafe. Под ним клиентам предлагается вся продукция общественного питания, горячие напитки, реализуемые на объектах Qazaq Oil.
Почти 250 станций укомплектованы самым современным оборудованием: это и печи, это и гриль-станции, это и кофе машины — все они европейского качества. Каждая кухня работает согласно всем санитарным нормам и правилам Республики Казахстан. Это самое важное при организации продаж продуктов питания. Ассортимент в Q-cafe классический, стандарты безупречны. В любой точке Казахстана бренд Q-cafe означает высокое качество еды и напитков, предлагаемых путешественникам. До появления Q-cafe дорожная еда была своего рода лотереей, выигрышем в которой было здоровье. Но теперь можно не заморачиваться сложным поиском точек питания, в которых можно поесть без риска расстройства желудка и пищевого отравления от некачественных продуктов.
Еще один бренд — это Tulpar, включающий выпуск собственного энергетического напитка и бутилированной питьевой воды. Для производства используется источник в предгорьях Алматинской области — самая чистая нефильтрованная горная вода, насыщенная микроэлементами, которые необходимы для здоровья людей.
Четко продуманы и организованы логистика и доставка продуктов. Конечно, небольшая сеть в рамках одного города, когда количество объектов там не более 10, может позволить себе заключить просто прямые договоры поставок. Но если это сеть, которая состоит из более чем 100 торговых точек, если это все достаточно удалённо друг от друга с большими объемами,тогда здесь есть одно решение – привлечь профессионалов. Благодаря налаженному сотрудничеству с крупными логистическими компаниями Qazaq Oil имеет одинаковый ассортимент на всех объектах (а их у компании больше 300). Кроме того, это одинаковое ценообразование: то есть и в Алматы, и в Атырау покупатель найдет все то же самое по тем же самым ценам. Кстати, наличие большого пула постоянных лояльных клиентов стало одним из факторов успешного старта собственных торговых марок для Qazaq Oil.
Конечно, главное на заправке – это качественное топливо. Компания проводит внезапные отборы топлива на своих АЗС и проверяет их в специализированных учреждениях. Как показали недавно проведенные публичные отборы проб на случайно выбранной заправке, по качеству ГСМ от Qazaq Oil превосходит законодательно установленные нормативы. Благодаря компании на рынке Казахстана появилось новое топливо собственной торговой марки Tulpar-95. Проект реализован с лидером среди нефтяных компаний – французским Total Energies. Разработана специальная присадка, которая гарантирует работу двигателя.
Конечно, можно много говорить о бренде, можно тратить много денег на его продвижение, но самым важным показателем является продажа франшизы, которая означает доверие рынка. В ряде регионов Казахстана предприниматели стали приобретать права на использование нового бренда, потому что это стало выгодно выделять из и общего ряда АЗС. Даже несмотря на присутствие на рынке участников с многолетней репутацией, бизнес начинает включаться в экосистему Qazaq Oil, потому что это гораздо дешевле, чем разрабатывать собственные стандарты и выстраивать собственную бизнес-модель, эффективность которой еще и надо будет испытывать на практике без гарантированного, в отличие от использования франшизы, результата.
Так в чем же секрет успеха?
Развивая свой бизнес, Qazaq Oil помогает развиваться и другим. Компания активно работает с локальными производителями. Почти в каждой области есть поставщики тех или иных ингредиентов: сахара, воды, молока, производители свежих сэндвичей. Местные предприниматели на этом зарабатывают, обеспечивают рабочие места, платят налоги. Qazaq Oil поддерживает локальные производства, бизнес, а значит, работает на благо казахстанской экономики в целом.
На всех АЗС также установлены специальные боксы для пожертвований. Каждый тенге этой помощи идет на поддержку нуждающихся. В октябре, к примеру, 5,7 млн тенге были переданы на покупку оборудования для перинатального центра в Караганде. Кроме того, Qazaq Oil регулярно организует раздачу продуктовых наборов малообеспеченным семьям и людям из категории социально уязвимых слоёв населения. Сотрудники компании активно поддерживают инициативу сдачи крови и плазмы для центра крови. Qazaq Oil также оказывает поддержку приютам для животных.
Все это наглядный пример того, как бизнес может менять жизнь людей в лучшую сторону. Наверное, это самый главный секрет успеха компании Qazaq Oil.
Источник: Ratel.kz