В ассоциации считают, что их можно легко обойти. Мажоритарные акционеры могут распылить часть своего пакета среди аффилированных лиц.
В Казахстане предложено внести поправки в правила освобождения от налогов на дивиденды. Новые требования включают наличие не менее 10% акций у миноритарных акционеров или проведение первичного публичного размещения ценных бумаг. Что это значит? Будет ли это ограничивать возможности для инвесторов с небольшими пакетами акций? Какие риски существуют для акционеров? В интервью Inbusiness.kz об этом рассказал исполнительный директор Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров QAMS Данияр Темирбаев.
– Данияр, как Вы относитесь к предложению установить порог для уплаты налога на дивиденды? Это инициатива вашей ассоциации?
– Нет, это не инициатива ассоциации. Мы изначально предлагали разъяснить ситуацию. В настоящее время действуют правила, согласно которым правительство устанавливает критерии торговой активности, которые мы считаем субъективными. В действующем постановлении указано, что объем торгов должен составлять не менее 25 млн тенге в месяц, а количество сделок – не менее 50. Если эти условия выполняются, дивиденды по таким акциям не облагаются налогом.
Таким образом, если акция соответствует этим критериям, то дивиденды по ней получают налоговые льготы. Мы считаем, что такой подход субъективен, и предложили министерству национальной экономики заменить его на использование представительского списка KASE, который включает акции, формирующие индекс KASE или индекс AIX. Это связано с тем, что именно вокруг этих бумаг формируется торговая активность.
Я понимаю, что предложение о необходимости принадлежности не менее 10% акций миноритарным акционерам или проведения IPO исходит от министерства национальной экономики и, вероятно, согласовано с агентством по регулированию финансового рынка. Возможно, такие изменения направлены на защиту интересов миноритарных акционеров.
Тем не менее в текущей форме эта норма может быть обойдена: мажоритарные акционеры могут распылить часть своего пакета среди аффилированных лиц. Например, если кто-то владеет 100%-ной долей, он может передать 10% другим организациям или лицам, которые косвенно аффилированы с ним.
– Означает ли это, что ограничение возможностей для инвесторов с небольшим пакетом акций не предвидится?
– Я думаю, этот вопрос следует задать министерству национальной экономики. Они решили изменить постановление правительства, определяющее критерии торговой активности. Наша единственная рекомендация заключалась в замене субъективных критериев объема 25 млн тенге и 50 сделок в месяц. Текущие правила остаются в силе.
Мы предложили сохранить льготы по дивидендам на локальном рынке только для акций, входящих в представительский список бирж KASE и AIX. Это значительно отличается от текущих предложений министерства национальной экономики. Создается впечатление, что нас не совсем поняли. С одной стороны, видно, что в предлагаемых планах льгота предназначена для миноритарных акционеров. Если цель состоит в том, чтобы оставить льготу только для них, то ее следует распространить исключительно на акции из представительского списка KASE или AIX либо установить необлагаемый потолок по дивидендам на локальном рынке. В настоящее время этот потолок составляет 30 тысяч МРП, но мы предлагаем увеличить его до 100 тысяч МРП для акций, зарегистрированных на локальном рынке. Все доходы свыше 100 тысяч МРП будут облагаться налогом.
– Какие риски Вы видите в связи с возможным изменением структуры владения акциями? Как это может повлиять на ликвидность ценных бумаг и активность миноритарных акционеров?
– Вся ситуация вокруг льгот сосредоточена на вопросе: оставлять ли их для миноритарных акционеров? Я понимаю, что министерство национальной экономики и финансовый регулятор хотят сохранить эту льготу только для миноритарных акционеров. Теперь остается только решить, как это сделать. Мы уже озвучили наше предложение.
В настоящее время потолок по дивидендам составляет 30 тысяч МРП, что означает, что доходы до этой суммы не облагаются налогом, а все, что выше, подлежит налогообложению. Мы не видим смысла в существующем постановлении правительства по торговой активности. Мы выступаем за повышение потолка доходов по дивидендам с 30 тысяч МРП до 100 тысяч МРП, при этом доходы свыше 100 тысяч МРП будут облагаться налогом.
Почему министерство национальной экономики изначально подняло вопрос о дивидендах и приросте стоимости? Они хотят оставить льготы только для базы розничных инвесторов, исключив крупных акционеров. Если будет установлен потолок в 100 тысяч МРП, то этот вопрос будет решен сам собой: по дивидендам свыше 100 тысяч МРП налоги будут взиматься.
Предлагаемые критерии субъективны. В текущем варианте предлагается, чтобы 10% акций находились у миноритарных акционеров, или нужно провести IPO; это можно легко обойти. Например, если 100% акций принадлежит одному лицу, он может оставить льготу, передав 10% акций аффилированным лицам.
– Как предложение о проведении IPO может повлиять на компании, предпочитающие оставаться частными? Есть ли риски для миноритарных акционеров, если компании будут вынуждены выходить на публичное размещение?
– Для миноритарных акционеров это не несет никаких рисков. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы больше компаний становились публичными. Но это нужно делать разумно. Если она хочет оставаться частной компанией – это право выбора владельца. Владельцы должны иметь стимулы для принятия решений. Если они желают получить налоговые льготы, им следует рассмотреть возможность выхода на IPO и попадания в представительский список акций на бирже. В противном случае, оставаясь частными, они будут уплачивать налоги с дивидендов. Это тоже вопрос выбора.
– Будет ли увеличение порога владения акциями стимулировать консолидацию среди миноритарных акционеров и к чему это может привести на практике?
– Дело в том, что сейчас порог составляет 30 тысяч МРП. Это порог, по которому налоги не платите от дивидендов. Если увеличить до 100 тысяч МРП, то большее количество миноритарных акционеров попадет под эту льготу.
– Как новые требования соотносятся с международной практикой предоставления налоговых льгот на дивиденды? Учитываются ли особенности фондовых рынков других стран в предложении?
– Налоговые льготы и вычеты – это общепринятая практика как на развивающихся, так и на развитых рынках. Существует минимальный доход от дивидендов, который не облагается налогами. В мире такая практика есть. Поэтому мы предлагаем установить минимальный порог для дивидендов, освобожденных от налогообложения.
– Какие шаги Ассоциация миноритарных инвесторов планирует предпринять для защиты прав миноритарных акционеров в свете этих потенциальных изменений? Рассматриваете ли вы возможность диалога с правительством или другими заинтересованными сторонами?
– Да, мы завершили работу над инициативами QAMS, касающихся налогообложения на фондовом рынке. Эта работа будет представлена государственным органам, включая мажилис и сенат, а также рабочей группе по проекту нового Налогового кодекса. Мы планируем озвучить эти инициативы и провести пресс-конференцию по этому поводу.
Источник: inbusiness.kz