Министерство транспорта Казахстана усиливает контроль над авиакомпаниями после роста числа обращений пассажиров.
По данным министерства транспорта, за январь–сентябрь 2025 года пунктуальность авиаперевозок в Казахстане составила 79%, тогда как годом ранее — 75%. Это сопоставимо, а по отдельным показателям и выше, чем в среднем по ЕС и США (76–77%). При этом пассажиры продолжают сообщать о проблемах с возвратом средств и компенсациями за задержки, передает inbusiness.kz.
Штрафы и проверки
В открытых источниках и социальных сетях приводятся случаи, когда при отмене или переносе рейсов авиакомпании предлагают частичные ваучеры вместо возврата полной стоимости билета или не предоставляют положенные услуги во время ожидания.
Другие, напротив, отмечают корректную работу компаний: при задержках свыше нескольких часов им предоставляли гостиницу, питание и последующую компенсацию.



Как объяснили в пресс-службе министерства, основные причины сбоев — позднее прибытие воздушных судов, неблагоприятные погодные условия и высокая загрузка аэропортов в пиковые периоды. Ведомство отмечает, что часть задержек связана с ремонтами взлетно-посадочных полос. В текущем году такие работы проводились в аэропортах Астаны, Актау и Павлодара, а в прошлом — еще в восьми аэропортах страны.
Если авиакомпания нарушает правила перевозок или не выполняет обязательства перед пассажирами при задержках, Министерство транспорта может привлечь ее к административной ответственности. Согласно статьям 567 и 571 Кодекса об административных правонарушениях, штраф за нарушение правил внутренних и международных перевозок составляет 50 МРП, а за непредоставление положенных услуг — от 200 до 1000 МРП. Речь идет о случаях, когда при изменении статуса рейса пассажирам не обеспечивают питание, прохладительные напитки, трансфер или размещение в гостинице.
«На основании поступивших жалоб от пассажиров и результатов проведенных проверок за 2024 год и истекший период 2025 года, за нарушение правил перевозок и не исполнение обязанностей перевозчиком при изменении статуса рейса, согласно статьям 567 и 571 КоАП в отношении авиакомпаний составлено 8 административных протоколов на общую сумму 10 млн. тенге», — сообщили в пресс-службе министерства.
Министерство транспорта намерено усилить контроль за соблюдением графика полетов и качеством обслуживания пассажиров.
Как сообщили в ведомстве, министерство ведет постоянный мониторинг регулярности авиарейсов и в случае поступления жалоб граждан инициирует внеплановые проверки авиакомпаний.
«В марте 2025 года были приняты поправки в статью 571 Кодекса об административных правонарушениях, уточняющие ответственность перевозчиков за нарушение правил внутренних перевозок. Кроме того, в октябре прошлого года утверждены проверочные листы в сфере гражданской авиации, которые позволяют проводить инспекции по фактам обращений пассажиров. Для повышения защиты прав граждан министерство также продвигает поправки в закон «О защите прав потребителей». Предлагается вывести проверки в сфере гражданской авиации из-под регулирования Предпринимательского кодекса и закрепить их непосредственно в отраслевом законодательстве», — отметили в пресс-службе.
Что положено пассажиру
При задержке рейса пассажиры имеют право на компенсацию и определенный набор услуг. Согласно Правилам перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, авиакомпания обязана выплатить штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки, если вина лежит на перевозчике. Чтобы получить компенсацию, пассажиру необходимо направить заявление с подтверждающими документами через сайт или пункт продаж авиакомпании.
Кроме денежного возмещения, нормы Закона «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации» обязывают перевозчиков обеспечивать пассажиров в зависимости от времени ожидания:
- прохладительными напитками — при задержке более двух часов;
- горячим питанием — при ожидании свыше четырех часов (и далее каждые 6–8 часов, в зависимости от времени суток);
- гостиницей — при задержке более восьми часов днем или шести часов ночью.
Если рейс откладывается более чем на пять часов по вине авиакомпании, пассажир может выбрать:
- перелет ближайшим рейсом до пункта назначения
- или возврат полной стоимости билета.
Эти нормы действуют уже несколько лет, однако, по оценке экспертов, эффективность системы остается ограниченной — пассажиры редко добиваются компенсаций из-за недостатка информированности и сложных процедур.
Как минтранс проверяет авиакомпании
В пресс-службе ведомства сообщили, что министерство транспорта контролирует, как авиакомпании выполняют обязательства перед пассажирами во время длительных задержек рейсов. Там отметили, что применяют оперативные меры реагирования при выявлении нарушений и ведет постоянный мониторинг публикаций в СМИ и жалоб граждан.
«Согласно законодательству, если задержка произошла по вине перевозчика, он обязан обеспечить пассажиров напитками, горячим питанием, гостиницей при длительном ожидании, а также предоставить возможность возврата или обмена билетов.
В случаях, когда эти требования не выполняются, министерство принимает административные меры в отношении авиакомпаний», — сообщили в пресс-службе.
Отмечается, что для контроля за ситуацией в аэропортах создана выездная рабочая группа по регулярности полетов и качеству обслуживания, в которую входят сотрудники комитета гражданской авиации и АО «Авиационная администрация Казахстана». Группа проверяет, как авиакомпании и аэропорты соблюдают нормы обслуживания пассажиров. При выявлении нарушений составляются протоколы об административных правонарушениях.
«В целях сокращения числа задержек рейсов министерством совместно с авиапредприятиями реализуется комплекс мер, включающий модернизацию инфраструктуры аэропортов, закуп специальной техники и оборудования, пополнение парка воздушных судов отечественных авиакомпаний. Данные меры направлены на устранение системных причин задержек и повышение общей эффективности работы отрасли», — сообщили в ведомстве.
Источник: inbusiness.kz