Среда, 21 мая, 2025
  • Контакты редакции
NEWSDESK
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
NEWSDESK
No Result
View All Result

Что делает Национальный олимпийский комитет для развития спорта в Казахстане

Newsdesk by Newsdesk
1 год ago
in Спорт
0
Что делает Национальный олимпийский комитет для развития спорта в Казахстане
0
SHARES
5
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Олимпийское движение объединяет весь мир, а успехи атлетов становятся национальной гордостью граждан каждой страны. Однако спорт высших достижений не должен (да и не может) развиваться в отрыве от массового спорта, в том числе детско-юношеского. Только в единой системе они приносят максимальную пользу обществу.

В мире действуют 206 национальных олимпийских комитетов (НОК). Под руководством Международного олимпийского комитета они развивают, продвигают и защищают ценности олимпийского движения в своих странах и отвечают за отбор и поддержку спортсменов для участия в Олимпийских играх. Будучи общественной организацией, не связанной с распределением госбюджета на спорт, НОК РК, тем не менее, в 2015-2021 годах выдвинул ряд инициатив для системного развития казахстанского спорта, передает inbusiness.kz.

Статус НОК РК в системе спорта Казахстана

ОО «Национальный олимпийский комитет Республики Казахстан» (НОК РК) возглавляет национальное олимпийское движение в Казахстане ввиду признания Международным олимпийским комитетом и представляет Казахстан в Международном олимпийском комитете.

НОК РК в рамках своей уставной деятельности, а также руководствуясь правовым статусом, определенным Законом РК «О физической культуре и спорте», способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта.

При этом НОК РК не является субъектом физической культуры и спорта Республики Казахстан, непосредственно ответственным за развитие спорта в Республике Казахстан. НОК РК не выполняет государственных функций.

При выполнении НОК РК государственного задания в период с 2018 по 2021 год предметом договора являлось только выполнение подготовки (организация тренировочного, соревновательного процесса, материально-техническое, медико-биологическое, кадровое обеспечение, выплаты спортсменам, тренерам, специалистам) к участию в международных спортивных соревнованиях членов национальных сборных команд по олимпийским видам спорта за счет средств бюджета. Никакие другие виды деятельности НОК РК не финансировались за счет средств государственного задания.

Деятельность НОК РК по совершенствованию физкультуры и спорта

С учетом указанного правового положения, НОК РК по мере работы в соответствующих направлениях вносил в адрес государственных органов и должностных лиц предложения по совершенствованию действующей системы физической культуры и спорта, законодательства в области спорта, по улучшению условий подготовки и обеспечения национальных сборных команд.

НОК РК обращался в адрес государственных органов в указанный период по следующим значимым вопросам.

Ранжирование видов спорта и его исполнение

НОК РК инициировал введение механизма ранжирования видов спорта в законодательство РК в целях определения видов спорта, приоритетных для бюджетного финансирования на республиканском и местном уровнях. Данный механизм принят и присутствует в законодательстве с июля 2017 года.

Система ранжирования видов спорта введена в целях обеспечения сбалансированного распределения бюджетных средств по видам спорта на всех уровнях – от регионального, обеспечивающего подготовку спортсменов городов и областей, до республиканского, осуществляющего подготовку национальных сборных команд РК. Процедура ранжирования проводится каждые два года, и по его результатам формируются республиканский и региональные перечни приоритетных видов спорта, с разбивной на три категории («А», «В», «С») по степени их приоритетности. Основными критериями ранжирования являются: достижения вида спорта на международных и республиканских соревнованиях, национально-культурная «традиционность» вида спорта, наличие кадрового потенциала, наличие материально-технической базы, соотношение особенностей вида спорта к климатическим условиям региона.

Вместе с тем по итогам выездов в регионы и мониторинга проблемных вопросов в спорте НОК РК в 2019 году внес информацию о несоблюдении данной правовой нормы в регионах в адрес правительства РК.    

В качестве меры, обеспечивающей исполнение норм законодательства о финансировании приоритетных видов спорта согласно итогам ранжирования, НОК РК в 2019 году предложил на уровне Генеральной прокуратуры проверить деятельность местных исполнительных органов по данному вопросу.

Данный вопрос представлялось возможным отрегулировать также на уровне Закона РК «О физической культуре и спорте» и Бюджетного кодекса РК.

В октябре 2020 года НОК РК для оказания содействия в реализации поручений президента РК по вопросам развития спорта внес в адрес комитета спорта и рабочую группу мажилиса парламента РК предложения к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта».

Для обеспечения приоритетности бюджетного финансирования детско-юношеского и массового спорта предложено рассматривать в качестве основания неэффективности планирования и использования бюджетных средств:

  1. Расходование бюджетных средств без соблюдения республиканского и регионального перечней приоритетных видов спорта.
  2. Расходование бюджетных средств на содержание профессиональных спортивных и игровых клубов при отсутствии достаточности финансирования минимальных социальных стандартов в сфере физической культуры и спорта.

В качестве ответственности предлагалось ввести административную ответственность, аналогичную установленной Кодексом РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V за неэффективное планирование и (или) неэффективное использование бюджетных средств.

В целом деятельность профессиональных клубов, команд, профессиональных спортсменов и их специалистов недостаточно регулируется законодательством, что позволяет им нести большие расходы на свою деятельность. Вместе с тем в отношении национальных сборных команд и детско-юношеского спорта действует ряд норм бюджетного законодательства, ограничивающих финансирование в требуемом объеме (нормы экипирования, аренды спортивных сооружений, сроков и порядка проведения тренировочных мероприятий, медицинского обеспечения, питания, проезда, заработной платы и т. д.).

С 2019 года и по настоящее время в Закон РК «О физической культуре и спорте» и Бюджетный кодекс РК неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако соответствующие нормы, обеспечивающие введение контроля финансирования спорта согласно перечню приоритетных видов спорта, не внесены.

Также необходимо отметить следующие проблемные вопросы в отрасли, существовавшие в период 2015-2021 годов:

  • несоблюдение акиматами финансирования в соответствии с перечнем приоритетных видов спорта, предусмотренного Законом РК «О физической культуре и спорте», и ориентированность на финансирование профессионального спорта;
  • диспропорция обеспеченности территориальных единиц спортивными объектами и слабая материальная база детско-юношеского спорта;
  • отсутствие бюджетов местных акиматов на переподготовку и аттестацию тренеров;
  • отсутствие консолидированного подхода профильного министерства и акиматов в подготовке тренерских кадров.

НОК РК выдвигал правительству предложения для решения этих проблем.

Более системный подход к данным вопросам позволил бы понять, что Закон РК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» также не содержит норм об обеспечении инфраструктурой детского и детско-юношеского спорта, которые бы устанавливали (по аналогии со здравоохранением и образованием):

  • норматив количества государственных организаций детского и детско-юношеского спорта (в зависимости от численности населения, площади территории, удаленности от населенного пункта);
  • нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций детского и детско-юношеского спорта;
  • подушевой норматив финансирования в организациях детского и детско-юношеского спорта.

Введение таких нормативов позволило бы ввести доступность детского и детско-юношеского населения к спортивным объектам в систему реализации социальных прав и социальных гарантий. Действующие нормы Закона РК «О физической культуре и спорте» реализацию таких прав и гарантий ставят в зависимость от возможностей местного бюджета.

С учетом того, что заявленный проект закона был принят 30 декабря 2020 года, имелась возможность дополнительной проработки включения норм о доступности детского и детско-юношеского населения к спортивным объектам в систему реализации социальных прав и социальных гарантий.

Такой подход способствовал бы наиболее полной реализации послания главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года.

По данному вопросу НОК РК также вносил предложения в рабочую группу мажилиса парламента РК по проекту закона.

С учетом изложенного следует, что:

  • недостаточное правовое регулирование финансирования видов спорта в соответствии с перечнем приоритетных видов спорта;
  • недостаточная компетенция профильного министерства в отношении местных исполнительных органов;
  • отсутствие минимальных социальных стандартов и их гарантий для детского и детско-юношеского спорта

– являются существенными препятствиями в финансировании в необходимом объеме детского и детско-юношеского спорта.


Источник: inbusiness.kz

Tags: НОК
Previous Post

Акима Сатпаева подозревают во взяточничестве

Next Post

По состоянию на утро 15 февраля в Казахстане закрыто 36 участков дорог

Newsdesk

Newsdesk

Next Post
По состоянию на утро 15 февраля в Казахстане закрыто 36 участков дорог

По состоянию на утро 15 февраля в Казахстане закрыто 36 участков дорог

В Алматы прокуратура вернула университету здание студенческого общежития
ГРОМКОЕ ДЕЛО

В Алматы прокуратура вернула университету здание студенческого общежития

Многие годы общежитие сдавали под бизнес.  Прокуратурой Турксибского района города Алматы выявлен факт незаконного отчуждения имущества НАО "Казахский национальный исследовательский ...

21.05.2025
Тело погибшей в Египте казахстанки 21 мая отправят на родину
ПРОИСШЕСТВИЯ

Тело погибшей в Египте казахстанки 21 мая отправят на родину

Перевозку оплатит египетская сторона. В кулуарах мажилиса парламента РК заместитель министра иностранных дел Алибек Куантыров ответил на вопросы журналистов о гибели казахстанки ...

21.05.2025
В Астане можно отследить путь скорой помощи онлайн
МЕДИЦИНА

В Астане можно отследить путь скорой помощи онлайн

Вызов неотложки теперь с картой и SMS-оповещением.  В столице Казахстана стартовал пилотный проект, призванный повысить прозрачность и эффективность работы экстренных ...

20.05.2025
Как получить выплату при потере работы онлайн: инструкция и статистика
Финансы

Как получить выплату при потере работы онлайн: инструкция и статистика

Причина потери работы в данном случае не важна.  С начала 2025 года в Казахстане значительно возросло количество граждан, обратившихся за ...

20.05.2025
Вакцина от ВИЧ: что показали первые тесты
МЕДИЦИНА

Вакцина от ВИЧ: что показали первые тесты

​Ученые смогли активировать иммунные клетки, способные вырабатывать антитела к прежде неизлечимому вирусу. Исследование, опубликованное в журнале Science в мае 2025 года, дало ...

20.05.2025

Последние новости

  • В Алматы прокуратура вернула университету здание студенческого общежития 21.05.2025
  • Тело погибшей в Египте казахстанки 21 мая отправят на родину 21.05.2025
  • В Астане можно отследить путь скорой помощи онлайн 20.05.2025
  • Как получить выплату при потере работы онлайн: инструкция и статистика 20.05.2025
  • Вакцина от ВИЧ: что показали первые тесты 20.05.2025

Календарь записей

Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
« Апр    
No Result
View All Result

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.