Согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс РК, в систему всеобщего декларирования войдут 13 млн человек.
Какие изменения ждут казахстанцев с 1 января 2024 года в связи с новыми поправками, подробно в интервью inbusiness.kz рассказал Максим Барышев, основатель группы компаний «Учет», эксперт по налогам.
— Максим, поправки в Налоговый кодекс, подписанные накануне президентом страны, на первый взгляд, внушают надежду на улучшение ситуации с налогообложением. Как вы считаете, будут ли изменения соответствовать ожиданиям малого и среднего бизнеса и простых граждан?
— Введенные изменения в Налоговый кодекс, одобренные президентом, действительно вызывают оптимизм с точки зрения влияния на МСБ и обычных граждан. Одним из достижений можно назвать исключение из 13-й статьи Налогового кодекса обязанности пять лет хранить кассовые и товарные чеки, сменные отчеты, книги учета наличных денег в случае, если налогоплательщик применяет контрольно-кассовую машину с функцией фиксации и передачи данных. Также, в случае несогласия с нарушениями со средней степенью риска, указанными в уведомлении по результатам камерального контроля, отпадает необходимость прикладывать к пояснениям выписки из учетных регистров, подтверждающие документы.
Кроме того, изменениями в закон о введении в действие Налогового кодекса была устранена коллизия, связанная с невозможностью снижения ставок по решениям местных представительных органов в период с 1 июля — по 31 декабря 2023 года, по причине недостаточной ясности в формулировках старой редакции данного закона. Теперь, с нового года, предусмотрена возможность принимать данные решения — до 31 марта 2024 года, а введены в действие они будут с 1 января 2024 года, что позволит предпринимателям, оплачивающим розничный налог, уменьшить его ставку до 50% с начала года.
Положительными изменениями для граждан с 1 января 2024 года станет то, что в качестве дохода физического лица не будут рассматриваться профессиональные выплаты за счет средств работодателя, сумма прощенного долга лицом, которому уступлено право требования по кредиту, и доход, полученный заемщиком в результате оплаты за него банком, кредитной организацией, а также целевые накопления в соответствии с Законом РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» в виде выплаты из ЕНПФ, а также направленные на индивидуальный пенсионный счет для добровольных взносов.
Наряду с этим, в новом Налоговом кодексе предусмотрена отсрочка по уплате государственной пошлины, исходя из имущественного положения физического лица или финансового положения юридического лица, что будет способствовать реализации в полной мере конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что такие изменения позитивно сказываются на деловой среде, снижая излишнюю бюрократию и делая процедуры более понятными и удобными для предпринимателей и граждан.
— Поправки предусматривают освобождение от налогообложения доходов микрофинансовых организаций (МФО) в связи со списанием проблемных микрокредитов физических лиц. Как это может отразится на бюджете?
— В целях защиты прав заемщиков и снижения проблемной задолженности населения применяется досудебный порядок урегулирования задолженности, включая полное или частичное прощение долга и отмену неустойки по микрокредитам. К тому же, агентством РК по регулированию финансового рынка установлен лимит проблемных микрозаймов на уровне 20%. Превышение этого лимита может привести к санкциям, включая лишение лицензии микрокредитной финансовой организации.
На данный момент 30 МФО, отвечающих за 50% проблемных заемщиков (293,1 тыс. из 593,5 тыс.), имеют задолженность около 20,8 млрд тенге, требующую реструктуризации.
При этом МФО за счет собственных средств создают провизии на случай, чтобы покрыть убытки, если проблемную задолженность не удастся вернуть. В старой редакции Налогового кодекса снижение провизий при прощении задолженности считается доходом МФО, увеличивая его налогооблагаемую базу.
Изменениями в Налоговый кодекс предусмотрено освобождение от налогообложения доходов МФО, возникающих от снижения провизий при списании задолженности проблемных заемщиков. Это направлено на уравнивание условий для банков и МФО, и стимулирование оздоровления портфеля микрокредитов.
Думается, что государство, идущее по пути поддержки финансовых организаций, одновременно стимулируя снижение проблемной задолженности населения, от этого только выиграет.
— Верно ли то, что, согласно новым изменениям казахстанцы, живущие лишь от зарплаты до зарплаты, на соцпоособии, а также пенсионеры не будут сдавать декларацию? Выходит, это будет касаться только тех, кто имеет самостоятельный доход?
— Действительно, в последнее время распространялась ошибочная информация, что пенсионеры и сотрудники, получающие зарплату, не должны сдавать декларации. Однако, согласно разъяснениям вице-министра финансов Ержана Биржанова, входную декларацию по форме 250.00 должны будут сдать все граждане РК, даже если они живут только на зарплату или пенсию.
С 1 января 2024 года декларацию о доходах должны представлять руководители, учредители юрлиц, индивидуальные предприниматели и их супруги, а с 1 января 2025 года начнется декларирование для остальных категорий граждан. В том числе пенсионеры, зарплатники, студенты. В целом в систему всеобщего декларирования зайдут 13 млн человек. Но в дальнейшем, если в 2026 или 2027 году пенсионер будет получать только пенсию и не будет заниматься предпринимательской деятельностью, то, по имеющейся информации, госорганы будут рассматривать вариант, чтобы он не сдавал декларацию. Данные по нему налоговые органы будут получать уже в автоматическом режиме.
— Впервые в налоговой сфере появится возможность подачи жалобы на уведомление о результатах проверки посредством портала «электронного правительства». Как вы считаете, станет ли это востребованной услугой?
— Да, безусловно, если такая услуга будет предоставляться через портал «электронного правительства», с большой вероятностью она станет востребованной. Потому что удобство подачи заявления и возможность просматривать ход его исполнения в электронном формате значительно упрощает и ускоряет процесс для налогоплательщиков. Это особенно актуально в современном мире, где ценится экономия времени и доступность услуг в режиме онлайн. Такой подход не только способствует улучшению взаимодействия между гражданами и налоговыми органами, но и повышает прозрачность и доступность государственных услуг.
— Почему исключена норма о представлении в уполномоченный орган сведений о плательщиках налога на цифровой майнинг?
— Исключение нормы о представлении в уполномоченный орган сведений о плательщиках налога на цифровой майнинг обусловлено стремлением к упрощению процессов и снижению избыточной административной нагрузки. С 1 января 2023 года вступило в силу требование Налогового кодекса, обязывающее майнеров представлять декларацию в налоговый орган ежеквартально. И одновременно уполномоченный орган в сфере информационной безопасности также должен ежеквартально предоставлять информацию о плательщиках платы.
Поскольку майнеры уже направляют необходимые сведения в орган информационной безопасности, повторное предоставление аналогичной информации в другой уполномоченный орган ведет к дублированию задач и создает дополнительную административную нагрузку, как на предпринимателей, так и на сотрудников государственных органов. В свете этих обстоятельств в обновленном Налоговом кодексе устранено ненужное дублирование, что позволит упростить процедуры как для майнеров, так и для госорганов.
— Так называемый налог на роскошь муссируют в течение всего года. Будет ли отражен его механизм в новеллах? Есть ли по нему уже какая-то конкретика?
— Во многих странах предусмотрено повышенное налогообложение предметов роскоши по налогам на имущество, транспорт и косвенным налогам. В ряде стран применяется отдельный налог для предметов роскоши. Некоторые страны имеют и отдельный налог, и повышенное налогообложение.
У нас также рассматривался вопрос увеличения ставки ИПН для доходов по заработной плате в размере более 480 МЗП в год (40 млн тенге). Проводится работа над вопросом налогообложения предметов роскоши, введения дополнительных акцизов на импортную дорогостоящую алкогольную и табачную продукцию, пересмотра подходов по налогообложению имущества.
Можно сделать прогноз, что налог на роскошь займет свое место среди других налогов и с развитием налоговой культуры найдет понимание среди состоятельных людей нашего общества.
— Многие казахстанцы огорчены отменой ЕСП и обеспокоены тем, что после Нового года нужно будет регистрировать ИП. Те же фрилансеры, блогеры, домохозяйки, пекущие торты, или таксисты не могут понять, каким образом будут оплачивать налоги. Можете разъяснить?
— Единый совокупный платеж (ЕСП) изначально вводился временно на пять лет (с 2019 по 2023 год) для самозанятых граждан, которые не регистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, если они оказывали услуги исключительно физическим лицам и сумма их дохода не превышала 4 млн тенге в год. Он прекращает своей действие с 1 января 2024 года.
Основная цель, которую преследовало введение ЕСП — вовлечение самозанятых в системы обязательного социального медицинского страхования, социального страхования и пенсионного обеспечения. Поэтому это был льготный период с низкими платежами. И он завершается. Сейчас, как известно, идет поэтапное внедрение декларирования доходов физических лиц, при котором необходимо отражение размера доходов. Граждане, которые ранее не регистрировали предпринимательскую деятельность, должны сделать выбор: быть предпринимателем или стать наемным работником.
В связи с отменой ЕСП с 2024 года самозанятым гражданам, чей доход превышает 12 МЗП (1’020’000 при МЗП на 2024 год – 85’000 тенге)в год, необходимо будет зарегистрироваться как ИП, или открыть ТОО, выбрать подходящий налоговый режим, сдавать налоговые отчёты, вести бухгалтерский и налоговый учет, необходимо будет приобрести ККМ и POS-терминал, что влечет за собой увеличение расходов и издержек. Зарегистрироваться можно через сайты egov.kz и elicense.kz, а также в приложениях некоторых банков.
В случае регистрации в качестве ИП необходимо выбрать подходящий налоговый режим. Наиболее выгодным при оказании личных услуг является налоговый режим с использованием специального мобильного приложения e-Salyq Business, которое позволяет выдать чек, рассчитает за вас налоги и платежи, декларация при этом не представляется:
Платеж в бюджет составляет 1% от полученного дохода, это ставка ИПН. Минимальная сумма социальных платежей для предпринимателя, не попадающего под льготные категории, составляет 17 425 тенге. Эти платежи направлены на социальное обеспечение самого предпринимателя и распределяются следующим образом: на обязательные пенсионные взносы в размере 10% от МЗП (min 8500 тенге) зачисляются на личный счет предпринимателя в ЕНПФ и формируют его пенсионные накопления; на социальные отчисления в размере 3,5% от МЗП (min 2975 тенге), которые учитываются индивидуально и определяют размер социальных выплат (например, в случае выхода в декретный отпуск); во взносы на обязательное социальное медицинское страхование в размере 5% от 1,4 МЗП (min 5950 тенге), обеспечивающие доступ к медицинскому обслуживанию при необходимости.
В текущем году в целях упрощения исполнения налоговых обязательств для лиц, оказывающих услуги с использованием интернет-платформ, реализуется пилотный проект «Платформенная занятость», в рамках которого удержание и уплату налогов за ИП будет производить интернет-платформа.
— Подводя итог беседы, скажите, какие новеллы Налогового кодекса вы бы назвали своевременными и необходимыми? А какие, наоборот, требующими доработки или неэффективными на текущий момент?
— В настоящее время большую актуальность набирает всеобщее декларирование. Поэтому довольно своевременными стали, в частности, изменения, устанавливающие основные аспекты предстоящего всеобщего декларирования: теперь для подачи декларации об активах и обязательствах (форма 250.00) и декларации о доходах и имуществе (форма 270.00) установлен общий крайний срок подачи — не позднее 15 сентября текущего года. При этом декларации будут предоставляться по месту жительства.
Также изменились требования по содержанию декларации о доходах и имуществе (форма 270.00). Теперь необходимо отражать, например, только доходы, подлежащие налогообложению физическим лицом самостоятельно, не включая в 270.00 форму доходы индивидуального предпринимателя от предпринимательской деятельности. А также приобретение и отчуждение имущества только за пределами Республики Казахстан.
Однако, лица, на которых в соответствии с Законом РК «О противодействии коррупции» возложена обязанность по представлению деклараций физических лиц, также отражают в декларации о доходах и имуществе сведения о приобретении и отчуждении имущества, а также об источниках покрытия расходов на приобретение в течение отчетного налогового периода следующего имущества, в том числе, за пределами Республики Казахстан.
Хоть мы и ожидали повышения порога НДС, и остались открытыми такие вопросы, как отмена ОПВР и налога на дивиденды, не произошло также расширения сферы применения единого платежа с зарплаты — все же впереди новые возможности и перспективы.
Источник: inbusiness.kz