Контролируют ли власти работу иностранных журналистов? В большинстве стран, так или иначе – да.
Парламент Казахстана рассматривает правительственный законопроект «О масс-медиа». Обсуждаемые поправки предполагают право МИД РК отказывать в аккредитации представительствам иностранных средств массовой инвормации и их журналистам в случае «угрозы национальной безопасности», передает inbusiness.kz.
Насколько эти изменения соответствуют международной практике и как обстоят дела с контролем работы иностранных СМИ в других странах мира?
Например, в Чехии аккредитацией зарубежных СМИ занимается пресс-служба МИД. Срок рассмотрения — шесть-восемь недель. Аккредитация выдается на один год. МИД Чехии вправе отказать в аккредитации без объяснения причин. Как правило, решение об отказе принимается на основе информации, предоставленной чешскими спецслужбами.
В Румынии зарубежным СМИ могут отказать в аккредитации либо отозвать аккредитационное удостоверение в случае нарушения журналистами закона «О доступе к свободной информации», при нарушении бесперебойной работы государственного органа и предоставлении неверной информации. Обо всех действиях информируют в письменной форме.
В Великобритании для журналистской деятельности необязательно проходить процедуру аккредитации. Главное получить необходимую визу (для стран с визовым режимом).
Одновременно существует добровольное получение аккредитационных карт. Эту процедуру регулирует Foreign Press Association. Каждая организация при проведении собственных мероприятий самостоятельно регулирует процесс аккредитации местных и зарубежных СМИ. К примеру, при проведении Глобальной конференции, посвященной свободе слова прессы (10-11 июля 2019 года) в аккредитации было отказано российскому РТ и «Спутнику» — по заявлению МИД, в связи с активной ролью в распространении неверной информации.
Германия гарантирует свободу прессы, слова и мнений, а цензура в основном применяется в форме ограничения доступа несовершеннолетних к определенному контенту (например, к кинофильмам и видеоиграм для взрослых).
Кроме того, в ФРГ запрещена продукция и распространение контента, нарушающего права отдельных лиц или направленного на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни ( в немецком языке подобные взгляды попадают под общий термин «Volksverhetzung»). Следует отметить, что Германия из года в год входит в топ-20 самых свободных стран по различным международным индексам свободы прессы, включая FreedomHouse, согласно которому в прошлом году ФРГ набрала 94 из 100 возможных баллов по оценке свободы прессы.
В целом полномочия по цензуре предоставлены немецким судам. Например, если та или иная публикация в СМИ нарушает личные права частного лица, то это может привести к цензуре: как правило, это подразумевает, что суд может запретить газете публиковать статьи или фотоматериалы частного характера.
В таких странах, как Хорватия, Италия, Швейцария, Австрия, Греция, механизмы воздействия на СМИ отсутствуют.
В Турции, с учетом активных политических событий, наблюдается активная фаза контроля местных и зарубежных СМИ.
Аккредитацией зарубежных СМИ занимается главное управление коммуникаций при президенте страны. Для аккредитации подаются необходимые документы посредством электронного документооборота. Срок рассмотрения заявки не предусмотрен. На практике аккредитация выдается на срок до одного месяца и также может быть рассмотрена до одного года. Главное управление имеет право без объяснения каких-либо причин отказать в аккредитации.
В Турции каждый государственный орган по своему усмотрению аккредитует СМИ (местные и зарубежные) на свои внутренние мероприятия.
Согласно законодательству, за нарушение законодательства и публикацию незаконного контента ограничивается деятельность СМИ, а в некоторых случаях журналистов депортируют из страны.
В Сингапуре аккредитацией иностранных журналистов занимается министерство связи и информации. Аккредитация выдается исключительно новостным СМИ и только официальным сотрудникам медиа, работающим полный рабочий день (не предоставляется внештатным сотрудникам, стажерам и фрилансерам).
Те, кто не участвует в процессе производства новостного контента, также не имеют права на аккредитацию (например, менеджеры по маркетингу и рекламе или другие сотрудники, не участвующие в производстве новостей).
Аккредитация позволяет журналисту работать только для одного, заявленного в заявке, издания. О публикации материала в других медиа необходимо заранее проинформировать министерство связи и информации страны.
В политическом поле Сингапура статьи могут печататься исключительно сотрудниками из числа сингапурских граждан. Публикация материалов с оценкой внешней либо внутренней политики Сингапура иностранным гражданином может стать причиной запрета на его деятельность в стране. В данном случае работу журналиста могут расценить как деятельность агента влияния иностранного государства.
Старший государственный министр юстиции Эдвин Тонг в своем выступлении в парламенте в феврале 2019 года однозначно определил подход страны фразой: «Политику Сингапура должны решать только сингапурцы». Данная тематика была также затронута в выступлении министра иностранных дел Сингапура Вивиана Балакришнана в Сингапурском университете менеджмента, 22 января 2020 года.
В Малайзии после обретения независимости в 1957 году контроль властей над средствами массовой информации постепенно стал усиливаться. В 2019 году в рейтинге свободы слова Малайзия заняла 123-е место из 179 стран. Согласно экспертам, власти прибегают к контролю СМИ, так как государство не готово к большей свободе выражения мнений, поскольку это может привести к политической и межэтнической нестабильности, которые в свою очередь могут подорвать экономическое развитие. По этим причинам свобода прессы в Малайзии ограничена и контролируется.
В первую очередь, контроль осуществляется через закон о печати и публикациях от 1984 года. Согласно ему, все печатные СМИ ежегодно должны получать лицензию и разрешение на свою деятельность в министерстве внутренних дел Малайзии, а также владение или использование печатного станка без лицензии является уголовным преступлением. Вместе с тем МВД имеет абсолютную свободу действий при предоставлении и отзыве лицензий. Так, оно может ограничивать или запрещать публикации, которые могут нести угрозу интересам национальной безопасности страны. За нарушение данного закона, в том числе, владение или использование нелицензионной печатной машины, предусмотрено наказание в виде лишения свободы со сроком до трех лет и/или штраф на сумму до 20 000 ринггит (примерно 5000 долл. США).
Закон также контролирует зарубежные СМИ, доступные в стране. Для законной деятельности иностранные издания обязаны заплатить государству депозит, который может быть аннулирован, в случае если издатели будут признаны в ущемлении национальных интересов Малайзии. Данный закон регулярно подвергается критике за ограничение свободы слова, которая предусмотрена в соответствии со статьей 10 конституции Малайзии. Критики утверждают, что закон наделяет министра полномочиями осуществлять практически полный контроль над печатными СМИ.
В связи с развитием онлайн-ресурсов и электронных СМИ в Малайзии в 1998 году был принят закон о связи и мультимедиа «Communication and Multimedia Act» (CMA), который позволяет правительству регулировать все виды интернет-вещания. В рамках закона была создана специальная комиссия, на которую возложена регулятивная функция. Комиссия имеет право утверждать, изменять или аннулировать лицензии на вещание. Комиссии также поручена реализация и продвижение целей государственной политики в области связи и мультимедиа.
В Японии, согласно конституции, свобода слова гарантируется и ставится запрет на официальную цензуру. Но, несмотря на это, международная организация «Репортер без границ» обвиняет правительство Японии об установлении невидимой цензуры в отношении СМИ.
Неугодным международным СМИ отказывается в аккредитации. За распространение за незаконную приобретенную информацию грозит до 10 лет лишение свободы. В целом аккредитация выдается на один год.
В Казахстане на сегодня аккредитовано 39 иностранных СМИ из 15 стран мира, 160 сотрудникам (79 граждане РК, 81 иностранцы) которых была выдана аккредитация (дополнительно подано 11 заявок на продление, девять заявок на аккредитацию, три работают без аккредитации).
Вместе с тем в законодательстве отсутствует императивная норма о прямом запрете деятельности представителей иностранных СМИ на территории Республики Казахстан, не прошедших аккредитацию.
На текущий момент в Казахстане функционирует лишь уведомительный механизм аккредитации. При этом нередко иностранными журналистами нарушается казахстанское законодательство.
При этом в таких странах, как США и Турция, представители СМИ, работающие на территории этих стран, обязаны получить одобрение от соответствующих органов на осуществление журналистской деятельности, а нарушение местного законодательства и незаконная журналистская деятельность влекут за собой отзыв аккредитации и соответственно потерю оснований для пребывания на территории страны.
Изображение Engin Akyurt с сайта Pixabay
Источник: inbusiness.kz