Аналитики Teniz Capital Investment Banking выпустили аналитический отчет, в котором поделились своими предположениями о возможной трансформации АО «Казахтелеком» в экосистему, включающую в себя финансовые услуги, маркетлейс, стриминговый сервис и суверенный искусственный интеллект.
Teniz Capital отмечает, что несмотря на значительные инвестиции в новые технологии в течение последнего десятилетия, традиционный бизнес телекоммуникационных операторов становится более коммодитизированным, что приводит к замедлению их роста. Основную прибыль в технологической отрасли зарабатывают передовые игроки — производители мобильных телефонов, разработчики приложений и создатели цифровой инфраструктуры. Данный тренд наблюдается во всем мире, и каждый значимый телеком-оператор ищет пути диверсификации своей деятельности, отмечают в инвестиционном банке.
Развитие экосистемы
По мнению аналитиков, развитие экосистемы АО «Казахтелеком» будет опираться на создание суперприложения, сочетающего мобильные услуги, финансовые услуги и маркетплейса. Основой для развития служит приложение Kcell/Activ с продуктом OGO Card, выпустившим 150 тыс. карт к концу 2022 года. Потенциал роста значителен: у АО «Kcell» 8 млн абонентов, а привлекательные маркетинговые кампании будут способствовать расширению пользовательской базы. Если более половины абонентов станут пользователями суперприложения, количество активных пользователей может достигнуть 4 млн, укрепляя позиции компании на рынке. «По нашим предположениям, — пишут аналитики Teniz Capital, — маркетплейс АО «Казахтелеком», интегрированный в суперприложение Kcell/Activ, обеспечит рост в стремительно развивающейся сфере e-commerce, которая, по данным PwC выросла на 79% за полгода в 2023 году».
Казактелеком в тандеме с АО «Казпочта»
«Для успешного развития маркетплейса мы предполагаем партнерство АО «Казахтелеком» с АО «Казпочта», а именно покупку АО «Казпочта» компанией «Казахтелеком». Технологическая инфраструктура АО «Казахтелеком» и логистическая инфраструктура АО «Казпочта» даст нужную синергию для быстрого развития маркетплейса. 3 400 филиалов АО «Казпочта» выполнят роль распределения и пунктов выдачи заказов (ПВЗ)», — пишут аналитики Teniz Capital.
Интегрированная компания в лице АО «Казахтелеком» и АО «Казпочта» станет огромным игроком, логистическая и технологическая инфраструктура, которого будет сопоставима с Kaspi (6 000 постаматов) и Ozon (1 400 ПВЗ по стране).
Третьим важным элементом слияния этих двух компаний является обширное присутствие отделений АО «Казпочта» в районной и сельской местности, предоставляя доступ к сервису большому количеству людей. В Teniz Capital полагают, что возможно партнерство компании с китайским маркетплейсом PinDuoDuo для расширения доступности услуг этого маркетплейса по всей стране, увеличивая привлекательность сервиса. По их мнению, слияние АО «Казахтелеком» с АО «Казпочта» принесет дополнительную синергию, расширяя спектр услуг в суперприложении за счет финансовых и брокерских услуг АО «Казпочта». Это усилит экосистему, предлагая комплексные решения бизнесу, включая платежи и логистические услуги.
Еще раз о стриминговом сервисе
Телеком и медиаиндустрия имеют относительно низкий показатель NPS (NetPromoterScore – индикатор лояльности клиентов) по всему миру.
«Мы предполагаем, что «Казахтелеком» будет активно развивать программу лояльности. Данный шаг позволит компании привлекать и удерживать клиентов с помощью поощрения их за пользование услугами компании. Программа будет включать в себя накопление бонусов и акции от партнеров компании», — считают в инвестиционном банке.
Стриминг и цифровое ТВ растут, и «Казахтелеком» планирует усилить свой стриминговый бизнес, добавляя местный контент и спортивные трансляции для увеличения ARPU («average revenue per user» — сколько денег в среднем приносит компании 1 пользователь за промежуток времени — прим. ред.). Популярность казахстанских фильмов, подобных фильму «Бизнес по-казахски в Индии», показывает востребованность местного кино. Инвестиции АО «Казахтелеком» в национальный контент стимулируют медиа- и киноиндустрию, способствуя культурному развитию страны.
Распределение капитала
Развитие 5G-инфраструктуры, а также трансформация бизнеса требуют больших капитальных затрат.
«Соответственно, мы считаем, что компания должна деприоритезировать выплату дивидендов, что позволить развивать инфраструктуру и новые направления бизнеса без увеличения долговой нагрузки. К концу третьего квартала 2023 года консолидированный чистый долг компании составил 239 млрд тенге. При операционной прибыли компании в 137 млрд тенге за первые 3 квартала 2023 года, долговая нагрузка компании остается адекватной. Мы считаем, что направление дивидендов в развитие компании в следующие несколько лет поможет трансформировать бизнес и поддержать здоровое финансовое положение», — рассуждают аналитики Teniz Capital Investment Banking.
Кейс T mobile и AT&T
Для иллюстрации важности не увеличивать долговую нагрузку и не быть завязанными на выплату дивидендов аналитики предложили вспомнить кейс американской AT&T и европейского T-Mobile: 10 лет назад казалось, что компанию AT&T ждет светлое будущее, а T-Mobile был относительно маленькой компанией. Однако ситуация изменилась, на данный момент рыночная капитализация T-Mobile превышает капитализацию AT&T, и T-Mobile является самым большим телеком-оператором в США. AT&T является дивидендным аристократом, выплачивающим и регулярно увеличивающим дивиденды из года в год. Дивиденды – это не единственная причина, но они являются ключевым фактором в росте чистого долга, из-за которой компания была ограничена в принятии стратегических решений. К сведению, T-Mobile только в 2023 году начал выплачивать дивиденды.
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Источник: inbusiness.kz