На внутренний рынок ограничат доступ некачественной и небезопасной продукции.
Как исполняются поручения президента по развитию экспорта и поддержке отечественных производителей, рассказали в минторговли РК, передает inbusiness.kz со ссылкой на primeminister.kz.
С января по июль 2025 года в Казахстане товарооборот продемонстрировал увеличение на 8,6%, а объем инвестиций в первом полугодии достиг 438 млрд тенге, что на 37% выше прошлогоднего показателя.
В сфере торговли занято более 800 тыс. предприятий, обеспечивающих работой свыше 1,5 млн человек.
В мае 2025 года внесены поправки в законодательство Казахстана, касающиеся определения страны происхождения товаров. Создается единый Реестр казахстанских производителей, содержащий информацию о реально действующих компаниях, что позволит им получить доступ к мерам государственной поддержки, а также к участию в государственных и квазигосударственных закупках.
Для стимулирования торговли и увеличения представленности казахстанской продукции на полках магазинов реализуется программа, согласно которой не менее 50% торгового пространства отводится товарам отечественного производства.
Одновременно с этим активно ведется борьба с проникновением на внутренний рынок некачественной и небезопасной продукции.
«Оперативно функционирует Ситуационный штаб, в работе которого участвуют все контролирующие органы. Проверено более 47 тыс. транспортных средств, перевозивших свыше 600 тыс. тонн животноводческой продукции. При этом более 900 единиц транспорта были возвращены, аннулировано более 1 тыс. сертификатов соответствия», – подчеркнул министр торговли Арман Шаккалиев.
В целях расширения и диверсификации несырьевого экспорта функционирует Экспортно-кредитное агентство, предоставляющее полный комплекс финансовых услуг по принципу «одного окна».
Объем поддержки экспортеров за 7 месяцев 2025 года увеличился более чем на 200 млрд тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 394 млрд тенге. Особое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса, на который приходится 71% всех поддержанных проектов. При этом 83% экспортируемой продукции относится к среднему и высокому переделу.
Для активизации продвижения казахстанских товаров на внешних рынках создается международная инфраструктура. В Китае открыты партнерские офисы и национальные павильоны в городах Чэнду, Урумчи, Нанкине и провинции Шаньдун. В Узбекистане, на территории международного центра «Термез», функционирует представительство Казахстана. Активная работа по продвижению экспорта также ведется в ОАЭ, Турции, Индии, Иране и Китае.
В дополнение к этому организуются деловые миссии в приоритетные страны и обеспечивается продвижение казахстанской продукции на международных цифровых платформах, таких как jd.com, Doiyin и Alibaba.
Следуя указаниям главы государства, в декабре 2024 года был утвержден закон о биржевой деятельности, призванный сформировать конкурентную среду и установить ясные правила работы рынка.
По словам министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева, введено юридическое определение «общественно значимого биржевого продукта», играющего первостепенную роль в обеспечении продовольственной и энергетической безопасности. Данная мера поспособствует прозрачному ценообразованию, гарантирует стабильное снабжение внутреннего рынка и предотвратит спекулятивные действия.
В дополнение к этому, внедряется процедура конкурсного отбора бирж, имеющих право проводить торги общественно значимыми товарами. Это предотвратит формирование зависимых структур и обеспечит равные возможности для всех участников на торговых площадках.
Кроме того, в апреле 2024 года были внесены поправки в законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Арман Шаккалиев отмечает, что согласно этим изменениям, отменяется прямое ценовое регулирование на социально значимые продукты в пользу адресной социальной помощи. Механизм установления предельных цен на социально значимые товары заменяется усиленным контролем за торговой надбавкой в 15%.
В качестве предварительной меры реализуется пилотный проект «Цифровой продовольственный ваучер», направленный на тестирование системы адресной помощи. В рамках проекта получателям предоставляются продовольственные ваучеры, позволяющие приобретать социально значимые товары по закупочной стоимости без торговой наценки, что гарантирует целевое и справедливое распределение помощи.
Источник: inbusiness.kz