Очередной пенсионный переполох разразился вокруг Единого национального пенсионного фонда РК. Почти в 1,8 раза планируется увеличить порог минимальной достаточности (ПМД) для досрочного изъятия части пенсионных накоплений в 2022 году. Что об этом говорят эксперты и как это может отразиться на рынке жилья, рассказывает аналитик в сфере недвижимости.
Как нож в спину…
Предпраздничное настроение казахстанцев испортила новость об увеличении минимального порога для снятия излишков с пенсионного счета. Некоторые восприняли эту весть как нож в спину со стороны государства.
Ведь в начале старта данной программы и банкиры, и сами же чиновники уговаривали не торопиться со снятием накоплений, дабы не спровоцировать рост цен на жилье, что программа бессрочная и лишнюю сумму можно получить в любой удобный момент. А сам глава государства в своем ежегодном послании народу Казахстана объявил о новых возможностях управления данными средствами.
«Я уже отметил положительный эффект инициативы по досрочному использованию пенсионных накоплений. Она также подтолкнула людей требовать у работодателей оплаты, что называется «вбелую». Для поддержания данной тенденции считаю необходимым разрешить перечисление части пенсионных накоплений выше порога достаточности на счет в Отбасы банк для последующей покупки жилья. Это также позволить стимулировать привычку накапливать средства и грамотно ими распоряжаться», — отметил тогда Касым-Жомарт Токаев.
Но на деле доверчивые вкладчики, которые не торопились снимать свои излишние сбережения с ЕНПФ, с нового года не только не смогут приумножить, даже могут потерять их.
«Эта новость для меня как нож в спину. Я мать в декрете, двое детей. Мне 38 лет. На моем пенсионном счету накопилось 5,5 млн тенге. Из них я могла примерно 2,3 млн тенге потратить на приобретение жилья. Так как сумма не достаточная для первоначального взноса плюс за время в декрете нет пенсионных отчислений, чтобы взять ипотеку, решила снятие отложить на следующий год, за одно и поднакопить. Но теперь с нового года на мой возраст пороговая сумма вырастет и составит 5 640 000 тенге. Выходит, я не то чтобы приумножить, могу потерять то, что имела. Откуда эти цифры взялись? Где обещанные депозиты в Отбасы банке? Звоню туда, говорят, запустят только в следующем году. Сами же дают надежду и сами же ее убивают?!» — негодует жительница столицы Асем Нуралиева.
Где обещанные депозиты в Отбасы банке?
Дозвонилась я до Отбасы банка. В связи с техническими проблемами запуск депозитов для пенсионных излишков действительно решили оставить на следующий год. Совпадение ли это или заранее продуманная стратегия? На этот вопрос популярный казахстанский блогер, журналист, специализирующийся в сфере финансов и экономики, Даулет Макаев ответил следующим образом:
«С деньгами вкладчиков (ЕНПФ — прим. автора) банк (Отбасы банк) не может контактировать напрямую. Все финансовые операции касательно пенсионных накоплений не зависят от одного банка. Тут задействованы профильные министерства, то есть представители власти, с одной стороны, с другой стороны — банк, с третьей — ЕНПФ. Все стороны должны прийти к обоюдному решению. Для этого нужно время. Обещали в декабре. Говорят, что не успевают. Возможно, здесь тоже есть какие-то подпольные преграды. Если порог минимальной достаточности вырастет, количество вкладчиков банка может сократиться, но если в декабре запустят депозит по переводу средств с ЕНПФ, к ним нужно будет выплачивать государственную премию в размере 20%. Это накладно для бюджета. Возможно, причина кроется в этом».
Как считает блогер, чем придумывать тысячу необоснованных причин, лучше молча закрыть эту программу.
«Я бы согласился, если ПМГ вырос на 9% под влиянием инфляции. Но прирост на 80% в мыслях не укладывается. Сейчас запустили онлайн-петицию (против решения ЕНПФ о повышении порога достаточности — прим. автора). Нужно активно собирать подписи, донести голос народа до президента. Если власть не предпримет никаких мер и вопрос останется открытым, что делать, будем жить дальше. Как говорится, «собака лает, караван идет». И до этого жили без денег из ЕНПФ, и дальше будем жить», — резюмировал журналист Даулет Макаев.
Сомнительная методика — подорванное доверие к пенсионной системе
Как объяснил причину роста председатель правления АО «ЕНПФ» Жанат Курманов, «согласно утвержденной методике, в расчете ПМД используются такие социальные показатели, как минимальная заработная плата, минимальная пенсия, величина прожиточного минимума, которые ежегодно индексируются в соответствии с законом «О республиканском бюджете».
Методика, о которой упомянул председатель ЕНПФ, утверждена еще 2013 году постановлением правительства РК, согласно которой минимальная зарплата повысилась на 41%, но уровень ПМД увеличился почти в два раза. Экономист и директор школы бизнеса UIB Максат Халык считает такую методику неразумной.
«Я считаю это очень глупым, непродуманным, не распланированным решением, лишенным каких-либо экономических обоснований. Если учесть, что минимальная зарплата не росла последние три года, в росте зарплаты и увеличении ПМД нет никакой связи. Минимальная зарплата по экономическим соображениям должна расти каждый год, но решили в 2022 году поднять планку сразу на 40%, как в виде компенсации за все три года. Но прирост порогового показателя (пенсионных накоплений — прим. автора) равен почти 80%. Это уму непостижимо. По какой методике вычисляли такой прирост, никому неизвестно, даже самим экономистам. Я считаю эту методику глупой и устаревшей. Поэтому все аналитики и специалисты в сфере финансов и экономики должны объединиться и заново сесть за стол переговоров и пересмотреть эти расхождения», — считает Максат Халык.
Как говорит экономист, лица, которые стоят за всем этим шумом, могут подорвать доверие народа к пенсионной системе в целом.
По его словам, нужно хотя бы три года не менять сегодняшний показатель ПМД, чтобы стимулировать народ на накопление в пенсионном фонде, чтобы люди, которые действительно нуждаются в жилье, смогли поднакопить нужную сумму.
«Люди начали выходить из теневого дохода и откладывать деньги на пенсионный счет с целью улучшения жилищного положения. Благодаря чему пенсионный фонд не потерял, а приумножил свой капитал. Много счетов открылось, увеличились переводы. Но финансисты, которые придумали этот переполох, неправильно истолковали послание президента… Молодежь надеялась, что, поднакопив в банке (Отбасы банк — прим. автора) нужную сумму, смогут приобрести квартиру. То есть эти финансисты выбросили слова президента на ветер. Это ошибка чиновников, результат их некомпетентности», — уверен Максат Халык.
Миссия выполнена, можно закрывать лавочку
В свою очередь, старший преподаватель Казахского университета технологии и бизнеса, кандидат экономических наук Сапарбай Жубаев предполагает, что рост ПМД в первую очередь может быть связан с ослаблением инвестиционной привлекательности Казахстана перед зарубежными инвесторами.
«Деньги, накопленные в пенсионном фонде, — это одна из составляющих инвестиционного потенциала Казахстана. Данный показатель до раздачи денег из ЕНПФ превышал 14 трлн тенге. В этом году мы из него «съели» 2 трлн тенге. То есть не мы съели, а богачи. Этим мы дали почву для искусственного роста цены на недвижимость. Сейчас зарубежные экономисты и наши инвесторы смотрят и удивляются: деньги пенсионного фонда составляли 14 трлн тенге, через год эта сумма, вместо того чтобы приумножиться, наоборот, сократилась. Наверное, поэтому ПМД сделали недоступным, чтобы избежать отрицательных показателей в экономическом потенциале страны на глазах зарубежных инвесторов. Если смотреть с этой стороны, то это правильное решение», — считает кандидат экономических наук С. Жубаев.
С другой стороны, по мнению экономиста, пенсионная реформа, связанная с выводом излишних средств из ЕНПФ состоятельных людей, выполнила свою функцию и теперь можно закрывать лавочку.
«Когда программа только запускалась, мы, экономисты, шумели, что не учтены реальные интересы и возможности народа, что у большинства наших граждан пенсионные накопления не доходят даже до порога. Она охватывает всего лишь 2,5% работающего населения и без того финансово обеспеченных — это те же самые министры, депутаты, руководители квазигосударственных компаний и фондов, одним словом, олигархи. То есть богатые приумножили свой капитал, а бедные как были, так и остались за чертой бедности», — пояснил он.
«На самом деле богатые успели вытащить свои деньги из пенсионного простора, выгодно вложились. На основе этого подорожало жилье, его доступность для простого народа отодвинулась еще дальше. Одним словом, решение об использовании ресурсов из пенсионного фонда способствовало расслоению общества на бедных и богатых. Все богатые достигли намеченной цели, и теперь нет смысла ЕНПФ продолжать раздавать деньги», — говорит Сапарбай Жубаев.
Даже если продолжат раздавать излишние сбережения из ЕНПФ, с новым порогом минимальной достаточности на них могут рассчитывать только богатые из богатых, считает он.
Эффект денежного мультипликатора
Как считает экономист Максат Халык, многие воспользовались данной возможностью и вывели средства из своих пенсионных накоплений. Но остались люди, которые хотели поднакопить и снять деньги в следующем году. Они недовольны новогодним сюрпризом ЕНПФ и до конца года будут стараться быстрее снять пенсионные излишки. Это снова отразится негативно на ценовой политике рынка недвижимости.
В свою очередь старший преподаватель Казахского университета технологии и бизнеса Сапарбай Жубаев утверждает, что те 2 трлн тенге, которые из пенсионного фонда ушли в рынок недвижимости, спровоцирует денежную мультипликацию.
«Есть понятие «денежный мультипликатор». Это когда увеличивается денежная масса, переходя из рук в руки. То есть эти 2 трлн тенге, которые из пенсионного фонда ушли в рынок недвижимости, дадут эффект 5 трлн тенге. Активный спрос порождает повышенное ценообразование. В итоге это по цепной реакции может привести к подорожанию не только недвижимости, но и продуктов питания, и жизни в целом», — подытожил эксперт.
Источник: newtimes.kz