Казахстанский эксперт Института мировой экономики и политики Сарабеков Жумабек высказался о новых санкциях против России и их возможных последствиях, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По словам эксперта, как и прогнозировалось, после признания Россией независимости мятежных республик на востоке Украины Москва столкнулась с новым раундом санкций. Хотя на первых порах новость об очередных блокирующих мерах против российской экономики вызвала настоящий шквал на рынках и сделала рубль самой нестабильной валютой в мире, со временем изначальный шок начинает отступать. Однако было бы ошибочным предполагать, что эффект от санкций, как и список ограничений, на этом закончится. Впереди экономику России могут ожидать новые неприятности.
Новые санкции
Ограничения против России на текущий момент ввели США, страны ЕС, Великобритания, Япония, Канада и Австралия. В целом следует сказать, что санкции оказались менее жесткими, чем можно было ожидать. Так, если мы посмотрим на содержание санкционного пакета США, под блокировку попадают лишь российская госкорпорация ВЭБ.РФ (уже находится под санкциями) и банк «Промсвязьбанк» вместе с дочерними организациями.
Кроме того, расширены ограничения против российского госдолга. Он, к слову, тоже уже был обложен санкциями до этого. Также расширен список лиц, которым запрещается въезд на территорию США. В основном среди них значатся дети российских чиновников, занимающих высокие посты и, как полагают в Вашингтоне, входящих в «ближний круг» российского президента.
Таким образом, о кардинальном ужесточении американских санкций против России пока речи не идет, так как по степени разрушительного эффекта новые ограничения носят все-таки умеренный характер. То же самое можно сказать и по поводу блокирующих мер со стороны Европейского союза. В частности, новые санкции ЕС направлены против 27 физических и юридических лиц России, а также против 351 депутата Госдумы. Помимо этого, России будет ограничен доступ к финансовому рынку ЕС.
Неясной остается судьба «Северного потока-2». С одной стороны, Германия остановила сертификацию газопровода в ответ на признание ДНР и ЛНР. Это серьезно осложняет процесс запуска проекта. С другой, с технической точки зрения пауза с сертификацией не означает окончательную заморозку и «смерть» проекта.
Эффект от новых ограничений
Понятно, для экономики РФ, которая фактически живет под санкциями на протяжении последних 7 лет, подобные точечные удары вряд ли нанесут критический урон. Об этом свидетельствует и начавшееся умеренное восстановление российского фондового рынка и акций крупных компаний. К тому же, как неоднократно заявляло российское правительство, у них уже есть планы и набор инструментов по минимизации текущих санкционных рисков.
Однако нельзя сказать, что России полностью удастся избежать худшего сценария с санкциями. Как подчеркивают американцы и европейцы, нынешний пакет ограничений – это только «первый транш» болезненных ограничений. То есть набор жестких мер, который Запад может применить против Москвы, явно не исчерпан.
Логика Запада в данном контексте сводится к тому, чтобы санкции продолжали играть сдерживающую роль. Так, в случае если бы сразу был задействован «максимальный» пакет, включающий в себя отключение от SWIFT или санкции против российского энергетического сектора, России уже было бы нечего терять. Кроме того, это сожгло бы все мосты для каких-либо дипломатических переговоров, что уже поставит вопрос о реальной войне между Россией и Украиной.
Со своей стороны Москва, очевидно, также не заинтересована в том, чтобы оказаться в тотальной экономической изоляции со стороны Запада. Дело в том, что, несмотря на бравадную риторику и воинственность, которую демонстрирует Кремль, российская экономика весьма уязвима с точки зрения технологического развития и экспортных рынков.
К примеру, как отмечают сами российские эксперты, российская микроэлектроника наиболее зависима от импортных технологий, даже выпуск комплектующих в стране на 95 процентов строится на иностранных материалах. Это означает, что технологическая блокада будет катастрофической для российской промышленности и автопрома, которая просто попадет в тотальную зависимость от Китая.
Зоны риска
Поэтому, несмотря на весьма жесткий обмен заявлениями и взаимными обвинениями, торг между Россией и Западом все еще продолжается. Здесь многое будет зависеть от того, как дальше будет складываться ситуация вокруг Донбасса. В случае дальнейшего ухудшения обстановки каждый новый цикл роста напряженности, скорее всего, будет оборачиваться для Москвы новыми санкциями.
В этой связи можно выделить несколько опасных тенденций:
Во-первых, обстрелы между вооруженными силами Украины и представителями «народных республик» на линии разграничения все еще продолжаются. Учитывая, что теперь границы ЛНР и ДНР официально будут охранять вооруженные силы России, кратно возрастает риск прямых столкновений между украинской и российской армиями.
Во-вторых, поводов для новой эскалации предостаточно.
Прежде всего, здесь следует отметить, что Россия признала республики в границах Донецкой и Луганской областей. Причем фактические границы ЛНР и ДНР сильно отличаются от заявленных, и сейчас республики контролируют лишь часть этих регионов.
То есть в случае обострения боевых действий «народные республики» с помощью российских ВС могут попытаться расширить территории. Очевидно, что подобный сценарий будет расцениваться Западом как полноценное военное вторжение России на Украину, что как раз таки приведет в действие «ядерный» санкционный протокол против Москвы.
В-третьих, в целом следует указать на сокращающееся пространство для диалога.
На днях американцы заявили, что встреча президентов России и США возможна только при деэскалации ситуации и что у Вашингтона пока планов на такие переговоры нет. В свою очередь госсекретарь США Энтони Блинкен отменил встречу с главой МИД России. Она должна была пройти 24 февраля.
Все эти моменты говорят в пользу того, что впереди нас ожидают довольно сложные времена. И Казахстану, с учетом его тесных экономических связей с Россией, следует быть готовым к различным, в том числе самым негативным, сценариям развития ситуации. Параллельно Казахстану следует укреплять свою многовекторность, которая является единственно верной опцией в складывающихся реалиях.
Источник: Tengrinews.kz