Астана спешит возродить космодром Байконур, превратив огромный степной комплекс – значительная часть которого до сих пор арендуется Россией – в современный космопорт для мировых стартапов в ракетной индустрии.
«Нельзя терять ни минуты», – заявил Азамат Досжанов, глава космического агентства Казахстана KazCosmos на Байконуре.
Для республики это гораздо больше, чем очередной запуск. Реконструкция площадки № 45 стоимостью €1,3 млрд – полностью финансируемая Астаной – стала ключевым элементом крупной ставки: превратить Байконур в центр для иностранных инвестиций и новых космических проектов.
Рождённый в СССР
Построенный в 1950-е годы, Байконур был сердцем советской космической гонки: отсюда в 1957 году запустили первый спутник, а в 1961-м Юрий Гагарин полетел в космос.

Стартовая площадка «Гагарин».Фото — Эмма Коллет
Его расположение в Казахстане имело стратегическое значение для Кремля, как космический центр Кеннеди во Флориде для NASA или Гвианский космический центр во Французской Гвиане для ESA.
После распада СССР космодром, оказавшийся на территории независимого Казахстана, был сдан России в аренду до 2050 года и охватывает площадь 6700 км².
Сегодня, к 70-летию космодрома, работают только 3 из 10 стартовых площадок: одна для «Союз-2» и две для «Протон-М», которые постепенно выводятся из эксплуатации из-за токсичного топлива.
«Союз-5» – спасение или иллюзия?
Программа «Союз-5», реализуемая совместным предприятием «Байтерек», – крупнейший проект на Байконуре. Среднеклассная ракета с полезной нагрузкой 17 тонн рассчитана на 6–8 запусков в год с 2028-го.

Комплекс «Зенит». Фто — Эмма Коллет
Однако эксперты сомневаются, что она возродит космодром или станет конкурентом SpaceX. Российская космическая отрасль страдает от санкций: ей недоступны западные комплектующие, многие проекты заморожены.
Даже национальная компания Kazakhstan Garysh Sapary, сотрудничающая с Airbus, прекратила пуски с Байконура.
Попытка вырваться
Изоляция Байконура тяжело сказалась на космической индустрии Казахстана. Были идеи создать лёгкую национальную ракету, но инвестиции привлечь сложно.
Тем не менее Казахстан постепенно возвращает контроль: в 2018 году ему перешёл комплекс «Зенит» (100 км²), а в этом году – старт «Гагарина», превращённый в туристический объект. Это даёт возможность напрямую работать с зарубежными операторами.
Специальная экономическая зона для космоса
Казахстан планирует создать на Байконуре специальную экономическую зону для национальных и международных проектов.
Премьер-министр Олжас Бектенов подтвердил переговоры с индийской Skyroot, китайской Deep Blue Aerospace и рядом европейских компаний (Hympulse, OHB, Rocket Factory Augsburg, Airbus Defence & Space, SES).
На форуме в Алматы в сентябре власти представят больше деталей: налоговые льготы, упрощённая таможня, долгосрочная аренда.
Однако часть экспертов скептична: инфраструктура устарела, город Байконур и аэропорты остаются под российским контролем.
На этом фоне Китай проявляет всё больший интерес: во время визита Си Цзиньпина Пекин пообещал 100 млн юаней (€13 млн) на совместные проекты. Китайские стартапы могут стать первыми иностранными операторами под юрисдикцией Казахстана.
Для Астаны это и шанс, и риск: Китай может вдохнуть жизнь в Байконур, но может и заменить Россию как единственного внешнего партнёра.
Источник: Euroactiv.com