Четверг, 30 октября, 2025
  • Контакты редакции
NEWSDESK
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
NEWSDESK
No Result
View All Result

Как остановить «серый» экспорт топлива — мнение эксперта

admin by admin
4 года ago
in популярное, Страна
0
Как остановить «серый» экспорт топлива — мнение эксперта
0
SHARES
0
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

На протяжении всего года обсуждалось много вопросов, касающихся цен на ГСМ на казахстанском рынке. Есть как категория потребителей, с пониманием относящихся к росту цен, но и негатива более, чем достаточно. Что хотелось бы отметить и как остановить перетоки топлива из Казахстана на соседние рынки?

Начнем, наверное, с дизельного топлива – в последние месяцы это стало болезненной точкой как для рынка, так и для общественности. Причиной стал рост транзитных автомобильных грузоперевозок – в июне-октябре текущего года около 200 тыс. тонн казахстанского дизельного топлива утекло через баки транзитных грузовиков, следующих через территорию Казахстана как с юга на север, так и с севера на юг. 

Транзитные перевозки товаров из Узбекистана в Россию они всегда были и будут. Россия – это один из основных торговых партнеров узбекских производителей. На сегодня стоимость дизельного топлива на розничном рынке Узбекистана составляет 376 тг/литр. То есть при любой системе ценообразования на казахстанском топливном рынке узбекским грузоперевозчикам всегда будет выгодно заправляться на транзитной территории. До такого уровня цены на дизельное топливо казахстанскому рынку еще шагать и шагать.

Цена дизеля на российском рынке формируется на уровне 296 тг/литр. То есть опять при любом раскладе мы всегда будем выгодной заправкой для транзитников. Независимо от объемов внутреннего производства мы должны привыкнуть, что россияне будут потреблять плодоовощную и прочую продукцию Узбекистана, а узбекские фуры будут заправляться на территории Казахстана. И введение ограничений по отпуску с АЗС не более 100 литров в одну машину не дадут никакого эффекта – заправляться будут по 100 литров на каждой АЗС по пути следования.

Какие меры необходимо предпринимать?

Казахстанскому рынку дизельного топлива для обеспечения как внутренних потребностей, так и потребностей транзита необходимо привлечение импортного дизельного топлива, скорее всего даже российского. Для этого достаточно принятия мер по обеспечению ввоза дизеля из РФ в зимний период – в период снижения объемов потребления на рынках Казахстана и России, и формирования запасов из собственного дизеля. А как завозить российский дизель – это уже вопрос ценообразования. То есть учитывая разную налоговую нагрузку на дизельное топливо в Казахстане и России, то розничная цена на дизель в РК априори будет ниже, чем в России… впрочем, это до поры, пока налоговые составляющие наших стран не унифицируются.

То есть казахстанский рынок должен пережить непопулярные меры роста цен на дизельное топливо, потому что существующая разница в ценах между Казахстаном, нашими соседями, да и со всем остальным миром – это нонсенс, наносящий вред экономике страны. И прогнозная цена казахстанского дизельного топлива на уровне 280 тг/литр – это реалии, которые мы должны будем принять в обозримом будущем.  В противном случае, вымывание дизельного топлива из Казахстана и последующий его дефицит станет своего рода заболеванием, которое будет трясти казахстанский рынок ежегодно.

Что с бензином?

С бензином дела обстоят несколько получше. Внутреннее производство на сегодня обеспечивает как внутренний спрос, так и «серый» экспорт бензина в Россию и Кыргызстан. Не так давно ряд СМИ освещал вопрос заправки российского транспорта на приграничной АЗС в Актюбинской области, а таких приграничных АЗС вдоль российско-казахстанской границы более, чем достаточно.

Другой факт перетока – это обнаружение пограничниками подземного трубопровода в Меркенском районе Жамбылской области, по которому топливо перетекало в Кыргызстан. Еще один выявленный факт незаконного экспорта был выявлен Агентством по финансовому мониторингу в Павлодарской области при попытке вывоза железнодорожными цистернами в Россию 480 тонн бензина Аи-92.  И это только выявленные факты.

Учитывая достаточный уровень производства бензина в Казахстане, масштабы его перетоков на сегодня не так бросаются в глаза. А выявленные факты незаконных перетоков – это лишь капля в море. И чем больше ограничений Казахстан будет вводить, тем изощреннее будут становиться способы вывоза бензина. И это никто не сможет остановить, пока цены на рынках Казахстана и наших соседей не будут сопоставимы.

Разница в ценах между казахстанским рынком – 178 тг/литр, российским – 270 тг/литр и рынком Кыргызстана – 289 тг/литр, всегда будет привлекать своей экономической эффективностью и возможностью хорошо заработать.

Насколько болезненны эти перетоки?

Во-первых, производители бензина с начала 2021 г. не осуществляют экспорт топлива из Казахстана. А это недополучение экономикой страны поступлений как в виде ставок экспортных таможенных пошлин, так и в целом снижение поступлений налогов – стоимость бензина на мировом рынке, куда может поставляться казахстанский бензин существенно выше его цен на казахстанском рынке. В итоге, реализуя бензин на внутреннем рынке страны, который в последующем утекает на соседние рынки, бюджет страны не получает тех самых доходов, формирующихся на разнице цен на мировом и казахстанском рынках.

Во-вторых, эти самые перетоки формируют положительный баланс экономики наших соседей. В то же время нефтяная отрасль страны для сохранения приемлемого уровня цен на казахстанском топливном рынке поставляет нефть на НПЗ РК по ценам в 2, а в отдельные периоды и в 3 раза ниже цен мирового рынка. Учитывая ежегодно растущую себестоимость добычи нефти, что обусловлено как с импортом технологий добычи, так и с импортом оборудования в условиях падающего курса тенге, то поставка нефти на переработку внутри страны уже осуществляется на уровне себестоимости ее добычи, а то и ниже. И ценообразование на бензин в Казахстане вынуждено переходить на рыночные рельсы.

Цены на бензин также, как и дизельное топливо, будут выравниваться с ценами наших соседей. Необходимо только найти баланс. И повышение цен на бензин Аи-92 до уровня… хотя бы 230 тг/литр максимально снизит эффективность его «серого» экспорта. А что государство? Не пора ли пересмотреть налоговую политику на рынке ГСМ и какую-то часть от повышения цен на топливо направить нефтяникам, а какую-то изъять в бюджет страны? 

Ерлан Жаукин


Источник: inbusiness.kz

Previous Post

Штамм «омикрон» мог возникнуть у ВИЧ-инфицированного человека — вируслог Пётр Чумаков

Next Post

Нацбанк выпустил коллекционные монеты «Белый лебедь» с бриллиантами

admin

admin

Next Post
Нацбанк выпустил коллекционные монеты «Белый лебедь» с бриллиантами

Нацбанк выпустил коллекционные монеты "Белый лебедь" с бриллиантами

Казахстанский фильм попал в конкурс престижного фестиваля в Таллинне
КИНО

Казахстанский фильм попал в конкурс престижного фестиваля в Таллинне

Картина Жаннат Алшановой "Победителей видно на старте" представит Казахстан на Tallinn Black Nights Film Festival. Дебютная работа режиссёра Жаннат Алшановой ...

30.10.2025
Филиал топ-университета судебной экспертизы и IT-криминалистики откроется в Казахстане
Образование

Филиал топ-университета судебной экспертизы и IT-криминалистики откроется в Казахстане

По итогам переговоров запускается программа двойного диплома.  В Казахстане на базе Академии управления МВД откроется филиал Национального университета судебных наук (NFSU) ...

30.10.2025
Погиб экс-замакима Алматы Ержан Бабакумаров
ПРОИСШЕСТВИЯ

Погиб экс-замакима Алматы Ержан Бабакумаров

Трагедия произошла в Астане. В Сети появилась информация, что в Астане убит экс-замакима Алматы Ержан Бабакумаров, передает inbusiness.kz. В департаменте полиции Астаны ...

30.10.2025
Рынок рухнул: Регистрация авто в Казахстане упала за год почти вдвое
Экономика

Рынок рухнул: Регистрация авто в Казахстане упала за год почти вдвое

Больше автобусов, но меньше личных машин — статистика.  В сентябре 2025 года в Казахстане на учет поставили 91 304 транспортных ...

30.10.2025
Международные эксперты высоко оценили цифровизацию водного учета в РК
ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Международные эксперты высоко оценили цифровизацию водного учета в РК

Казахстан внедряет цифровые решения в водной сфере.   Международные эксперты положительно оценивают шаги Казахстана в цифровизации водного хозяйства. В стране внедряются ...

29.10.2025

Последние новости

  • Казахстанский фильм попал в конкурс престижного фестиваля в Таллинне 30.10.2025
  • Филиал топ-университета судебной экспертизы и IT-криминалистики откроется в Казахстане 30.10.2025
  • Погиб экс-замакима Алматы Ержан Бабакумаров 30.10.2025
  • Рынок рухнул: Регистрация авто в Казахстане упала за год почти вдвое 30.10.2025
  • Международные эксперты высоко оценили цифровизацию водного учета в РК 29.10.2025

Календарь записей

Октябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
« Сен    
No Result
View All Result

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.