То, чего так долго ждали многие казахстанцы, свершилось: КБТУ собирается открыть историческое здание на Старой площади в Алматы для экскурсий. Концепцию готовили два года. И вот, в преддверии Дня республики, должна пройти первая экскурсия. А за две с половиной недели до этого прогуляться по историческому зданию университета позвали журналистов и блогеров. Был среди них и корреспондент Orda.kz.
Великая алматинская стройка
Старт строительству будущего здания кабмина КазССР дали ещё в 1938 — в том году начали рыть огромный котлован. Но в 1941 году, из-за начала Великой Отечественной войны, стройка остановилась и не возобновлялась следующие 10 лет. В итоге нынешнюю центральную часть здания построили только в 1957 году. А свой окончательный вид, с двумя крыльями вдоль нынешних улицы Панфилова и проспекта Абылай Хана, оно приобрело только в 1972 году.
Изначально в здании размещалось не только республиканское правительство, но и Верховный совет, и ЦК Компартии Казахстана. Последний, правда, в 1980-м переехал в нынешнее здание алматинского акимата. В итоге за зданием на Старой площади надолго закрепилось название Дом правительства. Его так называли даже в 1990-е, когда там вместо правительства разместился акимат Алматинской области.
КБТУ в этом здании находится со своего основания — с 2001 года. И, как подчёркивают его представители, все эти годы они максимально бережно относятся и к внешнему, и к внутреннему состоянию здания. В конце концов, это памятник культуры республиканского значения.
«Мы сохраняем все двери, окна, паркет, который был положен здесь ещё в советское время. Сохраняем даже номерки и латунные ручки на дверях», рассказал ректор КБТУ Маратбек Габдуллин.
Как рассказали представители университета, если в здании пропадает историческая латунная ручка, это едва ли не ЧП — её ищут, чтобы потом вернуть.
Однако есть всё-таки, детали здания, которые не менять нельзя. Например, коммунальные сети или кровля. Всё это за десятки лет износилось и требовало ремонта. Как рассказала руководитель альянса вузов общественного фонда NNEF Майра Хусаинова, общие инвестиции в реконструкцию и модернизацию здания КБТУ составили 11 миллиардов тенге.
«За время существования здания произошёл практически стопроцентный физический износ инженерных сетей, некоторых помещений, цокольного этажа, кровли и т. д. В итоге мы потратили более двух миллиардов тенге только на то, чтобы привести инженерные сети и коммуникации в надлежащее состояние. Заменили лифты, провели капремонт цокольного этажа, кровли. Плюс более 1,6 миллиарда направили на приобретение современного лабораторного оборудования. Кроме этого, ещё более семи миллиардов тенге вложено в развитие инфраструктуры университета. В частности, в строительство нового общежития на 980 мест и спортивного комплекса площадью 2400 кв. метров», — рассказала Майра Хусаинова.
Фонд «Халык» и лично Тимур Аскарович оказывают активную поддержку развитию всех образовательных проектов фонда, а также инициируют новые проекты, направленные на улучшение качества образования и создание современных условий для обучения.
В целом же, по словам Хусаиновой, фонд NNEF вложил в развитие системы образования более 250 миллионов долларов. В тенге это примерно 120 миллиардов.
NNEF — некоммерческая организация, получение дивидендов от образовательных учреждений не является его целью. В том числе от КБТУ.
«Все средства, полученные университетом, реинвестируются в развитие инфраструктуры, образовательных программ и научных исследований. Принцип фонда заключается в том, чтобы направлять все доходы на улучшение образовательного процесса и поддержку студентов, а не на получение прибыли»,сказала Майра Хусаинова.
Об истории здания КБТУ мы рассказали, пора заходить внутрь!
Шпионские тайны Кунаева
Экскурсия по историческому зданию КБТУ началась не с парадного крыльца на Толе би, а с противоположной стороны — с Казыбек би. Но, как объяснила выступавшая в качестве экскурсовода проректор по социальным и воспитательным вопросам Екатерина Смолякова, так было задумано. Потому что именно здесь находится лестница, которая ведёт в зал, в котором когда-то заседал Верховный совет КазССР и по которой в него поднимались депутаты.
Сейчас этот зал носит название «Зал независимости», потому что именно в нём было подписано два важнейших документа. В 1990-м году — Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. А в 1991-м — Конституционный закон о независимости Республики Казахстан.
Сейчас этот зал используется как одна из лекционных аудиторий. И когда туда вошли журналисты, там как раз шла лекция. К слову, говоря о будущих экскурсиях, представители КБТУ оговорились, что лекции будут проводить в свободное время, чтобы студентам не мешать.
На стенах «Зала независимости» развешаны исторические фотографии, сделанные в этом здании или возле него. Например, есть снимок от 1995 года, на котором Касым-Жомарт Токаев проводит совещание в одном из кабинетов здания. Тогда ещё в должности министра иностранных дел.
«По снимкам можно понять, что в зале есть изменения, но совсем небольшие. Например, в советское время на сцене был президиум. Ещё на столах депутатов были микрофоны, которых тоже сейчас нет», — показала Екатерина Смолякова.
Но в то же время указала проректор и на бережное отношение ко многим деталям. В 2019 году в зале завершилась реконструкция. Но, несмотря на проведённые работы, большую часть элементов зала сохранили. Например, деревянные каркасы сидений остались прежними. На них поменяли только кожаную обивку. Так что студенты на лекциях в зале независимости могут представить себя депутатами Верховного совета КазССР. Старыми остались и люстры, каждая из которых весит тонну.
Ещё одно важное историческое помещение КБТУ находится в другом конце здания. Это кабинет Динмухамеда Кунаева. В нём сейчас тоже расположилась лекционная аудитория, которая носит его имя. Часть обстановки здесь тоже сохранилась нетронутой. Например, прямо в аудитории стоит массивный стол, за которым работал Димаш Ахмедович.
А через стенку с рабочим кабинетом есть «тайная комната». Точнее, комната отдыха, где Кунаева делал перерыв от работы. Там, например, можно посмотреться в зеркало, в котором отражался сам первый секретарь ЦК КП Казахстана. Трюмо, которым он пользовался, осталось с 1970-х годов. А ещё там есть особенное окно. Как объяснили экскурсоводы, «волны» на его стекле — это не примета старости. Рифлёным оно сделано специально, чтобы через окно нельзя было прочитать по губам, о чём говорят в комнате отдыха. Такие вот шпионские тайны хранит в себе здание КБТУ.
Кстати, аудитория имени Кунаева — не единственная именная.
«Как известно, наш университет стоит на пересечении четырёх улиц: Толе би, Абылай Хана, Панфилова и Казыбек би. И в честь каждого из них у нас названа аудитория», — рассказала Екатерина Смолякова.
А ещё, по словам проректора КБТУ, студенты и преподаватели ориентируются по этим улицам как по сторонам света. Например, фраза «на втором Толе би» означает, что человек стоит на втором этаже здания со стороны улицы Толе би.
Настоящее и будущее
Но всё-таки экскурсия для СМИ и блогеров отличалась от той, что будет проходить для казахстанцев и иностранных туристов. Как объяснил Маратбек Габдуллин, на обычных экскурсиях будут рассказывать в первую очередь об истории и архитектуре здания. Представителям же медиасферы показали нечто большее — научные лаборатории, в которые обычно доступ имеют преподаватели и студенты. Но Orda.kz готова провести по ним своих читателей.
Лаборатория Smart Field Airankol
Название она своё получила в честь месторождения Айранколь — первого полностью автоматизированного в Казахстане. Как можно понять, занимаются здесь будущие нефтяники.
Особенность этой лаборатории, созданной в сотрудничестве с АО «Каспий Нефть», в том, что в неё в режиме онлайн поступают данные с месторождения, которые студенты могут сразу и анализировать.
Казахстанская морская академияПо словам её декана Рамиля Бикташева, это единственный в своём роде факультет в Центральной Азии. Причём большую часть обучения они проводят в Алматы, занимаясь на симуляторах, и лишь последний год проходят подготовку на реальных судах в Актау.
«Например, сейчас на экранах можно увидеть точную копию порта Сан-Франциско. Но если вдруг наш кадет сделает что-то во время обучения не так, то с виртуальным кораблём ничего не будет. В то время как в реальности такая ошибка может стоит человеческих жизней», — рассказал Бикташев.
Действует КМА с 2012 года, а её работа стала возможна благодаря сотрудничеству с норвежской компанией Kongsberg.
По словам декана академии, к учащимся здесь предъявляют очень жёсткие требования, которые выдерживают не все, кто поступил. Зато тех, кто доучился и прошёл все экзамены, работодатели разбирают за несколько дней. Спрос на моряков в Казахстане сейчас велик.
Ещё одна особенность обучения в КМА — преподавание ведётся только на английском языке.
«Потому что язык общения в море — английский, и наши выпускники должны на нём свободно общаться», — говорит Рамиль Бикташев.
Halyk Bank Data Science
Из названия уже понятно, в сотрудничестве с какой компанией создана лаборатория. Но, кроме неё, в создании лаборатории участвовал ещё и Microsoft. В том числе благодаря этому сотрудничеству студенты-айтишники получают доступ к облачной платформе Azure, чтобы иметь возможность работать с базами данных. В сотрудничестве же с «Народным банком» создана и лаборатория кибербезопасности Cybersecurity Lab.
Обе эти лаборатории относятся к Школе ИТ и инженерии — крупнейшего факультета КБТУ.
«Всего в университете учатся 7700 студентов, из которых более 3000 — это айтишники»,рассказала Екатерина Смолякова.
Но, как объяснили представители факультета, слово «инженерия» в название добавлено не просто так. Потому что ещё несколько лабораторий связаны именно с современными инженерными технологиями.
Borealis Lab
Это лаборатория, работающая по направлению роботостроения. По словам представителей КБТУ, у неё нет аналогов в Казахстане. И она же является основной площадкой подготовки инженеров из области робототехники.
В лаборатории можно увидеть уже действующих роботов, чьи детали распечатали здесь же, на 3D-принтерах. Например, в момент нашего визита в лабораторию по ней прогуливалась робособака.
Кроме роботов как таковых здесь занимаются и разработкой дронов, популярных сейчас. Причём речь не только про летающих, хотя образец такого в лаборатории был. Местные студенты, например, разработали и собственный надводный дрон для доставки спасательных жилетов утопающим.
Lab of Schneider Electric и учебный центр Honeywell
Это две лаборатории, созданные в сотрудничестве с компаниями, специализирующимися на промышленной автоматизации. В обеих много оборудования, предназначение которого простому смертному сложно понять.
Но если упрощённо: здесь учат тому, как сделать производство на предприятиях максимально автоматизированным. В общем, учатся внедрять на заводах то, чем так гордится Казахстан: цифровизацию.
Читать и отдыхать
Ну и, конечно, какой университет без библиотеки. Она в КБТУ тоже есть. Правда, она вызывает лёгкий когнитивный диссонанс. За массивными дверями советского образца ты готовишься увидеть старую кондовую советскую библиотеку. А её там нет!
Научная библиотека КБТУ скорее походит на формат литературного кафе. Здесь даже читательских билетов нет. Их заменили датчики биометрии. Студент показывает своё лицо и может идти читать.
Почитать там, кстати, есть что. Университет даёт такую статистику:
- общий фонд научной библиотеки — 215 650 экземпляров;
- в печатном варианте — 115 228 экземпляров;
- в электронном формате — 99 422 наименования.
Ну и последние две точки нашей прогулки по КБТУ — это два внутренних дворика, куда студенты в тёплое время года выходят отдыхать. Первый оформлен в стиле японского сада — правда, с алматинским колоритом. В нём растёт пять видов яблонь, включая яблоню Сиверса — мать всех яблонь, растущую в предгорьях Заилийского Алатау.
А во втором дворике находится капсула времени, которую заложили в 2021 году в честь 20-летия университета. Вскроют её в 2041 году, в год 40-летия КБТУ. А значит, будет повод заглянуть туда снова, как минимум через 17 лет.
Автор: Улан Гаппаров
Источник: ORDA.kz