Суббота, 26 июля, 2025
  • Контакты редакции
NEWSDESK
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
NEWSDESK
No Result
View All Result

Дефицит топлива на фоне завершения модернизации НПЗ РК

admin by admin
4 года ago
in популярное, Страна
0
Дефицит топлива на фоне завершения модернизации НПЗ РК
0
SHARES
0
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Все последние недели в правительстве и СМИ активно обсуждается вопрос дефицита дизельного топлива на рынке Казахстана. Подавляющее большинство видит сговор как в ежегодных ремонтах существующих НПЗ, так и необходимости повышения цен в угоду чьим-то интересам.

Пару лет назад Министерство энергетики отрапортовало о завершении модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов и завершении эпохи зависимости от импорта топлива из соседней России.

Что же случилось с казахстанской нефтепереработкой в этом году, разбирался эксперт Ерлан Жаукин.

Как говорится, «беда не приходит одна». В январе произошла форс-мажорная ситуация в сетях АО «KEGOC» — без электричества, как мы помним, остались большая часть Атырауской и Мангистауской областей. Аварию вроде бы устранили — этот момент широко не освещался и не обсуждался. А вот последствия той аварии ощущаются до сих пор. И ощущаются эти последствия где? Верно, на топливном рынке страны.

Атырауский НПЗ недавно прошел сложную и длительную модернизацию. На базе старого советского Атырауского НПЗ был построен практически новый завод с возможностью производства всей линейки востребованной на рынке продукции. Внедрено производство продукции нефтехимии.

И вот в январе 2021 г. — «тушите свет». В самом деле, так и было. Авария в сетях энергообеспечения привела к остановке завода практически в самую стужу. А сегодня без света даже кашу уже не сваришь.

К сведению обывателей — запускать производственное оборудование и двигатели, работающие под давлением, когда «за бортом» минусовая температура — это дело, мягко говоря, «неблагодарное». Запуск автомобиля в мороз пробовали при севшем аккумуляторе? Тут примерно то же самое. Но для заводки автомобиля есть два варианта – толкнуть его с пригорка или оттолкать в теплый гараж для отогрева.

К сожалению, целый завод в гараж не затолкаешь.

Для информации – только в январе т.г. Атырауский НПЗ запускали более 20 раз, и всякий раз энергии было недостаточно. Как следствие – технологический сбой оборудования, неплановый ремонт, снижение объемов переработки нефти и недовыпуск продукции.

Впервые последствия аварии в сетях АО «KEGOC» топливный рынок ощутил в марте-апреле, когда под угрозой дефицита оказался бензин. Этот кризис рынок пережил, к слову, даже без импорта российского бензина.

Но результатом всего стала потеря 200 тыс. тонн дизельного топлива, которое не смог выработать Атырауский НПЗ.

То есть утверждать об отсутствии системности в нефтяной отрасли не совсем корректно, не зная истинных причин происходящего. Нефтепереработка бьет рекорды как по объемам переработки нефти, так и по объемам производства нефтепродуктов, востребованных на казахстанском рынке.

Выше я постарался описать одну из причин возникшего дефицита дизельного топлива.

Далее – основная и самая весомая причина – ценообразование на внутреннем рынке страны. Мы настолько привыкли, что топливо в Казахстане стоит копейки, что любое движение ценников на АЗС вверх воспринимается крайне болезненно.

Все виды статистики и отчетов информационно-аналитических агентств ставят Казахстан в топ-10 или в топ-15, как страну с самыми низкими ценами на ГСМ. Понятно, что это крайне выгодно, хорошо и удобно потребителю.

Но в условиях развития транзитного потенциала страны, открытых границ со странами-членами ЕАЭС «сумасшедший» дисбаланс цен – это уже откровенная кормушка для стремительно развивающегося рынка грузоперевозок Узбекистана, Кыргызстана и России.

Уже неоднократно отмечалось, что груженая фура из Узбекистана на пустых баках заезжает на АЗС в Туркестанской области и, заправляя полный бак дизельного топлива, следует до следующей заправки на выезде из Казахстана. И этого запаса транзитной фуре достаточно, чтобы доехать до Москвы и вернуться обратно в Казахстан для следующей заправки.

Низкие цены на топливо в стране способствуют его вымыванию из страны. В августе и сентябре мы все стали свидетелями исторически пикового потребления дизельного топлива в республике. Экономика страны не потребляет столько дизельного топлива, сколько было продано через АЗС.

Казалось бы, это очень хорошо. Но это хорошо, когда у тебя бездонная бочка продукта. Есть максимально возможное количество топлива, которые наши НПЗ могут произвести. И летний период НПЗ РК отработали на максимуме.

К чему все эти слова? К тому, что рынок должен быть сбалансированным. Сегодня мы пришли к тому, что вынуждены обращаться к правительству России, чтобы завезти «обратно» в Казахстан эти 100 тыс. тонн дизельного топлива, которое под видом овощей и фруктов оказалось на российских рынках.

Государственное давление и сдерживание рынка и цен еще не привело к процветанию и благосостоянию ни одну экономику мира.

Справедливые рыночные цены способствуют увеличению налоговых поступлений и росту доходов бизнеса, что в дальнейшем стимулирует увеличение заработных плат как бюджетников, так и наемных работников.

Системный подход должен быть не в отдельно взятой отрасли, а в экономике в целом.


Источник: zakon.kz

Previous Post

Житель Токио снял на видео раскачивающиеся во время землетрясения столбы

Next Post

Авиаперевозки в Казахстане превысили докоронакризисные показатели

admin

admin

Next Post
Авиаперевозки в Казахстане превысили докоронакризисные показатели

Авиаперевозки в Казахстане превысили докоронакризисные показатели

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перизат Кайрат приговорили к 10 годам тюрьмы
ГРОМКОЕ ДЕЛО

Перизат Кайрат приговорили к 10 годам тюрьмы

Срок она будет отбывать в учреждении средней безопасности. Суд вынес приговор бывшей руководительнице фонда Biz Birgemiz Перизат Кайрат, осудив ее на ...

25.07.2025
В Алматинской области пропал военный вертолет EC-145
ПРОИСШЕСТВИЯ

В Алматинской области пропал военный вертолет EC-145

На борту находились трое членов экипажа. В Алматинской области пропал военный вертолет EC-145, МЧС ведет поиски, передает inbusiness.kz. 25 июля ...

25.07.2025
Казахстанцы смогут зарабатывать на «чужих ошибках»
Финансы

Казахстанцы смогут зарабатывать на «чужих ошибках»

Минфин Казахстана назвал дату начала первых выплат и порядок их перечисления. В Казахстане планируют денежно поощрять граждан за сообщения о ...

25.07.2025
Инвестор из Вьетнама и компания Тимура Кулибаева займутся расширением курорта «Ак-Булак»
популярное

Инвестор из Вьетнама и компания Тимура Кулибаева займутся расширением курорта «Ак-Булак»

Планируется построить гольф-клуб. Подписан меморандум о модернизации курорта "Ак-Булак" в Алматинской области, передает inbusiness.kz со ссылкой на акимат Алматинской области. Меморандум подписан ...

25.07.2025
Казахстан взял сразу три медали на WTT Contender
Спорт

Казахстан взял сразу три медали на WTT Contender

Спортивное мероприятие проходит в Алматы.  На международном турнире WTT Youth Contender  казахстанская сборная отметилась тройным успехом: три бронзовые медали в ...

25.07.2025

Последние новости

  • Перизат Кайрат приговорили к 10 годам тюрьмы 25.07.2025
  • В Алматинской области пропал военный вертолет EC-145 25.07.2025
  • Казахстанцы смогут зарабатывать на «чужих ошибках» 25.07.2025
  • Инвестор из Вьетнама и компания Тимура Кулибаева займутся расширением курорта «Ак-Булак» 25.07.2025
  • Казахстан взял сразу три медали на WTT Contender 25.07.2025

Календарь записей

Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
« Июн    
No Result
View All Result

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.