Дефицит дизельного топлива в октябре составит 3-5 %. По прогнозам эксперта в сфере нефти и газа Олжаса Байдильдинова ситуация нормализуется в ноябре, сообщает newdesk.kz со ссылкой на СЦК.
«Сейчас ситуация складывается таким образом, что есть ожидание дефицита. Он, как таковой, еще не наступил, есть и остатки, но при этом есть ценовой дисбаланс, о котором мы говорим. Естественно, как и в любом бизнесе, если какой-то товар сегодня дороже, то его придерживают, либо начинают нормировать, поэтому АЗС отпускают, в том числе, и по талонам, по картам. Здесь уже бизнес сам регулирует – это рыночные отношения. Если у них есть обязательства перед теми, кто у них закупал заранее, скажем так, условно фьючерс, то, соответственно, им будут отгружать в первую очередь. С другой стороны, если импортировать с России, то у нас разрыв там почти 100 тенге за литр. Этот дизель должен стоить дороже, а готовы ли наши автовладельцы платить за это? Вот этот вопрос, на который мы в ближайшее время найдем ответ», — оценил актуальную ситуацию в регионах эксперт Байдильдинов.
Напомним, в Шымкенте, СКО, Актобе владельцы АЗС подняли цены на дизельное топливо, наблюдается дефицит солярки. Эксперт Олжас Байдильдинов предложил несколько решений проблемы с дефицитом дизеля.
Во первых – возместить недостаток импортом из соседних стран. Мера известная, но не популярная. Цены разнятся. У соседей ГСМ дороже. Из-за низкой цены казахстанского дизеля высоки риски теневых перетоков, отметил эксперт и привел цены на дизельное топливо в странах СНГ, Азии и Европы.
Если в Казахстане сегодня цена дизеля 201 тенге, то в России – 287, Беларуси – 356, Украине – 455, Кыргызстане – 261, Афганистане- 259, Узбекистане – 359, Армении – 372, Грузии – 399, ОАЭ – 276, Китае – 441, ЕС – 600-800.
«Импортировать недостающие объемы топлива в сентябре-октябре, в принципе, эта мера применялась всегда в предыдущие годы, когда у нас не хватало на внутреннем рынке каких-либо нефтепродуктов, но сейчас разрыв в ценах между соседними странами, с Россией, например, составляет 70- 100 тенге, то есть дороже, и импортировать оттуда, в убыток себе, естественно, никто не будет», — подчеркнул аналитик.
Во-вторых, нивелировать дефицит позволит продажа ГСМ на внутреннем рынке по более высокой цене иностранным авто, которые зарегистрированы в Кыргызстане, Армении, России, а также транзитным большегрузным видам транспорта.
«Это было бы логично, чтобы мы могли восполнить недостающие объемы топлива. И необходимо продумать эту практику по продаже топлива дороже для иностранных авто и распространить. В дальнейшем эти цифры продаж не должны включаться в инфляцию, к общему подсчету цен, потому что это другая ситуация», — добавил аналитик.
В-третьих, установить лимит заправки дизеля в одни руки до нормализации ситуации. Сейчас, в некоторых регионах АЗС уже к этому приступили. Например, там больше какого-то объема грузовые авто не заправляют.
В четвертых, МИО необходимо принять оперативные меры по снижению потребления дизеля.
«Порядка 30% дизеля — это продажи в городе, и порядка 70 % — это реализация на трассах, то есть для большегрузов. То есть, здесь можно поработать и над потреблением в городах, и над потреблением на трассе», — заключил Олжас Байдильдинов.
Автор: Динара Акылжан