Экономические санкции, направленные в адрес одного из крупнейших поставщиков нефти и нефтепродуктов на мировые рынки – Российской Федерации, колыхают рынки.
Нефть сорта Brent уже торгуется в горизонте 110$/bbl. При этом скидки на российскую нефть Ural’s пробивают максимумы и уже превышают 13$/bbl.
Крупнейшие мировые участники рынка отказываются от заключения фьючерсных контрактов с российскими производителями – риски введения санкций в отношении российских нефтяных компаний очень высоки.
Стратегическое партнерство России и Казахстана проецирует все указанные риски и на казахстанскую нефтянку. Основные направления экспорта казахстанской нефти – это транзит через Россию в порты Черного моря.
Сегодняшние риски – это ожидания роста поставок бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина из России на рынки Казахстана и стран Центральной Азии. На сегодня можно констатировать, что, в условиях уже глобальных антироссийских санкций, центральноазиатское направление станет основным направлением экспорта российского топлива.
Почему я говорю об этом с большой степенью уверенности? Биржевые торги бензином Аи-92 производства уфимской и татарской группы НПЗ РФ, географически приближенных к казахстанским границам, на российских торговых площадках 01.03.2022г. закрылись на уровне 46 000 руб/тонна. Учитывая разницу в налогообложении, текущее соотношение пары тенге-рубль и стоимость доставки российского бензина до границ с РК, то расчетная стоимость российского бензина на въезде в Казахстан составит около 190 000 тг/тонна с учетом казахстанских налогов.
Даже несмотря на рост мировых котировок, пикирование российского рубля по отношению даже к валютам развивающихся стран нашего региона приведет к формированию демпинговых цен для потребителей центральноазиатского региона.
Чем это грозит Казахстану?
Начнем с того, что на начало марта остатки готового к отгрузке бензина на НПЗ РК составляют около 120 тыс. тонн. Запасы бензина Аи-92 в регионах страны составляют около 260 тыс. тонн. То есть сформирован месячный запас бензина. Заводы сигнализируют об отсутствии заявок на отгрузку бензина.
На дворе март – рост потребления бензина в стране начнется не раньше 3-й декады текущего месяца. При этом плановый объем производства бензина в РК в марте превышает его ожидаемый уровень потребления. То есть затоваривание складов в регионах будет продолжаться.
Возникают риски затоваривания резервуарных парков НПЗ с возможной дальнейшей остановкой производств.
О целесообразности возобновления экспорта бензинов из Казахстана начинали говорить еще в декабре прошлого года, но на фоне январских событий в Казахстане – эта тема оказалась закрытой.
В ближайшей перспективе есть существенные основания ожидать поток российского топлива на казахстанский рынок по демпинговым ценам.
Какие меры необходимо предпринять Казахстану для исключения всех возможных рисков?
На сегодня риски аварийных остановок производственных мощностей НПЗ РК минимальны. Производственные планы в январе-феврале текущего года исполнены. Запасы топлива в Казахстане сформированы.
Необходимо возобновление экспорта бензина. И необходимо это сейчас. В противном случае – рынки наших южных соседей будут наводнены российским бензином.
По самым скромным подсчетам – уже в марте нужно вывезти не менее 80 тыс. тонн бензина с Атырауского и Шымкентского НПЗ.
Даже если смотреть на вопрос экспорта бензина с экономической точки зрения, то наполнение казахстанского рынка российским бензином по демпинговым ценам позволит обеспечить сдерживание розничных цен на бензин на внутреннем рынке страны, а обеспечение экспорта казахстанского бензина даст рост поступлений валютной выручки в бюджет страны. А на сегодня приток валюты в Казахстан более чем необходим.
Автор: Ерлан Жаукин