Прогнозы на рынке ГСМ на сентябрь публикует inbusiness.kz, со ссылкой на эксперта Ерлана Жаукина в facebook
В своем прошлом посте я затронул тему рисков возникновения дефицита на казахстанском рынке дизельного топлива.
Тема весьма наболевшая и актуальная. С подобными рисками наш рынок сталкивается практически ежегодно. Исключение составил лишь 2020 год на фоне снижения объемов потребления дизеля в период короновирусного карантина.
Почему я заостряю внимание на текущих ожиданиях?
Прогнозные объемы потребления дизеля в сентябре превышают ожидаемые объемы сентябрьского производства казахстанскими НПЗ. Ощущается нехватка 30-40 тыс. тонн дизеля. Уровень запасов дизеля в стране не позволяет строить оптимистичных прогнозов.
В предыдущие годы в период «жаркой» осени недостаток дизеля покрывался путем его импорта из России. Ежегодно в сентябре 30-40 тыс. тонн дизеля завозилось из России и это сглаживало напряжение на казахстанском рынке. На сегодня импорт из России вопрос крайне сложный. Разбег оптовых цен на казахстанском и российском рынках дизеля настолько велик, что ни один здравомыслящий бизнесмен не возьмет на себя высокие риски осуществления экономически отрицательного импорта. В сентябре дизеля в Казахстане может не хватить.
Я уже упоминал о плановой остановке Павлодарского НХЗ на ремонт. Необходимо отметить, что этот ремонт уже перенесен с начала лета и далее отодвигать его теоретически нельзя. Также я говорил, что в приоритетном порядке топливо получат крестьяне и железнодорожники. Крупные сети АЗС пытаются сформировать необходимый запас, но еженедельные сводки о наличии топлива в регионах показывают еженедельное снижение запасов на 5-7 тыс. тонн.
Какой выход?
Выход на сегодня – это повышение розничных цен, дать возможность бизнесу самостоятельно импортировать топливо из России. Понятно, что это болезненная мера для экономики и потребителя. Но учитывая полную открытость казахстанской экономики, ее полную адаптивность мировым тенденциям, необходимо понимать, что рост цен на ГСМ это не желание казахстанского бизнеса больше зарабатывать, а это общемировая тенденция, от которой наш рынок сегодня очень сильно отстает. И государственные механизмы сдерживания цен не приведут к насыщению рынка.
На сегодня казахстанский розничный рынок по-прежнему входит в список самых дешевых рынков ГСМ. А в сравнении с ценами на сопредельных рынках России, Кыргызстана и Узбекистана становится вполне очевидной привлекательность «серых» схем по вывозу казахстанского дизеля.
Я не говорю о необходимости выравнивания цены дизеля с российским или кыргызским рынками. Целесообразно привести рынок в равновесное состояние с российским импортом топлива – это обеспечит насыщение казахстанского рынка в период сезонного увеличения спроса на дизельное топливо.
Источник: inbusiness.kz