«Атамекен» дало экспертное заключение о несогласии с поправками. Такой подход реализации новых идей не допустим, отметил Рустам Журсунов.
Что случилось. Бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов направил первому заместителю премьер-министра Алихану Смаилову письмо с просьбой пересмотреть систему ограничений доступа к выписке электронных счетов-фактур.
Контекст. В 2019 году Министерство финансов приняло пилотный проект, предусматривающий выявление рисковых компаний на ранней стадии и ограничение выписки ими электронных счетов-фактур. Суть пилотного проекта заключалась в защите добросовестных предпринимателей через призму системы управления рисками. То есть, КГД предусмотрел сокращённый порядок выявления уклонистов в виде блокировки доступа к системе электронных счетов-фактур.
Позиция бизнес-обмудсмена. По словам Рустама Журсунова, пилотный проект «обрёл другие очертания, чем те, которые закладывались при его принятии».
«Сейчас пилотный проект по администрированию НДС с использованием ИС ЭСФ вводит новый способ исполнения уведомления по камеральному контролю путём отзыва ЭСФ. Данная норма нацелена на взыскание налогов с конечного получателя товара, а не с поставщика, к которому у КГД есть претензии. Анализ отозванных ЭСФ показывает, что данной недоработкой активно пользуются недобросовестные поставщики», – отметил бизнес-омбудсмен.
По его данным, с начала реализации проекта был заблокирован доступ к выписке по 7 588 ЭСФ, снято ограничение по 2 224 налогоплательщикам или 30%. До настоящего времени остаются в силе ограничения по 5 364 налогоплательщикам.
Поступают сигналы и жалобы когда блокируется доступ предпринимателей, отнесённых к средней или низкой степени риска. Также запрашиваются документы, кроме конкретной сделки и взаиморасчётам, в целом по ФХД предприятия, что является документальной налоговой проверкой, без применения процедур, предусмотренных Налоговым кодексом.
Не соблюдаются сроки снятия ограничений и другие факты.
«Данные действия полностью дискредитируют пилотный проект. Отмечаем, что в настоящее время происходит форсирование положений пилотного проекта, путём внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Пилотные проекты применяются для проверки новых идей. И логическим завершением должно быть соответствующее заключение о его положительном влиянии и необходимости реализации в нормах закона, согласованное со всеми заинтересованными органами, включая НПП «Атамекен», – продолжил Рустам Журсунов.
Несмотря на то, что пилотный проект продолжает действовать до 1 июля 2022 года и отсутствует заключение о необходимости включения его положений в Налоговый кодекс, создан законопроект, который содержит поправки, извлечённые из пилотного проекта по ограничению доступа к ИС ЭСФ и дублирующие его положения.
«НПП «Атамекен» дано экспертное заключение о несогласии с указанными поправками. Такой подход реализации новых идей не допустим. Мы предлагаем исключить из законопроекта поправки, ограничивающие выписку и доступ к ИС ЭСФ, и приостановить реализацию проекта до момента полноценного обсуждения с НПП, бизнес-сообществом, ассоциациями и союзами для выработки детальных предложений и единообразного применения, исключив вышеуказанные негативные факты», – заключил бизнес омбудсмен.
Позиция депутатов. 15 сентября за неэффективные пилотные проекты Минфин раскритиковал депутат мажилиса Аманжан Жамалов. Он привёл в качестве примера пилотный проект по администрированию НДС с использованием информационной системы «Электронные счета-фактуры», который вводит новый способ исполнения уведомления по камеральному контролю.
«И норма нацелена не на поставщика, к которому у КГД есть претензии, а на взыскание налогов с конечного получателя товара, который вообще не имеет отношения к данному процессу. Далее, пилот по внедрению СНТ запрещает относить на вычеты стоимость товара, при расчете КПН и НДС методом зачёта, если в СНТ указаны неполные сведения», – отметил Жамалов.
Почему это важно знать. В последнее время действия Минфина стали всё чаще вызывать недовольство со стороны общества и бизнеса. Критике пилотных проектов предшествовал негативный резонанс вокруг предложения Минфина об отмене моратория на проверки малого бизнеса. Министерство упрекают в подмене реальных целей и задач, поставленных президентом, своими формальными целями, которые, как выразился Аманжан Жамалов, превращаются в бюрократические формы издевательства над бизнесом. Пока министр финансов не ответил на депутатский запрос и в целом не разъяснил позицию ведомства.
Источник: informburo.kz