По поручению Президента РК Касым-Жомарта Токаева осуществлен переход от государственных программ к формату национальных проектов. Отличие в том, что теперь правительство концентрируется на основных достижимых и самых необходимых задачах в каждой сфере, которую затрагивают национальные проекты.
Один из национальных проектов касается образования наших детей на всех трех уровнях развития. Детский сад, школа, университет. Называется он «Качественное образование «Образованная нация». Нацпроект направлен на реализацию задач, требующих незамедлительных решений и обеспечение потребностей населения.
По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова особенность национального проекта – концентрация на конкретных и самых важных задачах, направленных на повышение качества и доступности образования в стране.
«Если сравнить с госпрограммой на 2016-2019 годы, то в новом национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация» всего 26 мероприятий, это почти в 10 раз меньше, чем было в госпрограмме. Но это не говорит о том, что проблем будет меньше решаться. Нацпроект состоит из 4 основных направлений, 5 задач, 15 показателей», — отметил Асхат Аймагамбетов.
Одно из 4-х направлений Нацпроекта – дошкольное образование. Сделать его доступным, а воспитание в детских садах качественным – основная задача. Для этого государство намерено на 100 % охватить дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет. Сегодня по данным МОН РК этот показатель составляет 98,7%.
Сейчас в Казахстане работают 10 719 дошкольных организаций, из них государственных – 6 269 (в них детей – 539 020), частных 4 450 (в них детей – 367 780). Всего в детских садах республики получают образование и воспитание 906 800 маленьких казахстанцев. Из них в возрасте от 1 до 6 лет – 78,7%, 3-6 лет – 98,5%, 1-3 лет – 42,7%. Обучают детей в садах 96 863 педагога.
100% охват детей достигнут во всех регионах, кроме Алматинской (98,4) и Костанайской (99,8) областей, а также в городах Нур-Султан (96,1), и Алматы (87,1). Недостижение 100% показателя связано с миграционными и демографическими процессами в регионах.
На начало 2020-2021 учебного года для повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения МОН РК проведена работа по улучшению нормативной базы. Изменен и дополнен государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. В нем заложен принцип «обучение через игру».
«Основной подход – это игровой подход. Мы говорим о том, чтобы создать условия для формирования навыков. Дети разные и могут развиваться по-разному: кто-то быстрее научиться читать, кто-то медленнее. Ко всем подходить с одним измерителем было бы не совсем правильно. Поэтому концептуально меняется подход к содержанию образовательных программ», – объяснил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов.
Кроме Госстандарта пересмотрены типовые учебные планы и программы, а также договора оказания образовательных услуг. Эти меры приняты с целью повысить качество дошкольного воспитания и обучения. И, конечно, это позволит успешно подготовить детей к обучению в школе и удовлетворить потребности родителей в образовательных услугах.
«В прежнем стандарте в основном содержалось академическое образование. То есть с детского сада преподавались предметы. Теперь все навыки, которые формируются в детском саду, по новому стандарту будут усваиваться игрой. Дошкольное воспитание подразделяется на детсадовскую и предшкольную подготовку. Обучение будет организовано на предшкольной подготовке», — рассказала заместитель председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Сапура Тулекова
Стоит отметить, что для повышения доступности и качества дошкольного воспитания и обучения в стране развивается сеть частных детских садов, где размещается госзаказ. Принцип финансирования прост — «деньги идут за ребенком». Эта работа будет продолжена и дальше.
По прогнозам МОН РК уже через 4 года охват детей дошкольным образованием в возрасте от 3 до 6 лет составит 100%. Также во всех дошкольных организациях будет внедрена новая модель развития ребенка.
Основная задача системы дошкольного образования — создание условий для гармоничного разностороннего развития детей с учетом их индивидуальных потребностей. В настоящее время для повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения реализуется комплекс мер и уже есть результаты.
— 61% (4,2 тыс.) дошкольных организаций создали условия для инклюзивного образования. В детских садах открыты 400 кабинетов поддержки инклюзии, 68 из которых открыты в 2021 году. В них психолого-педагогической поддержкой охвачено 3 666 детей, работают 370 специальных педагогов, 313 психологов, 596 педагогов-ассистентов. Кроме этого, еще 525 педагогов-ассистентов в школах сопровождают детей с особыми образовательными потребностями.
— 100% государственных детских садов обеспечены видеонаблюдением.
— Разработана новая модель дошкольного образования, проведена работа по созданию «Института раннего развития детей». Цель новой модели дошкольного образования — определить направление и принципы развития через трансформацию системы воспитания и обучения. Изменения и обновления предусматривают формирование и социализацию здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей.
— Еще одним новшеством для казахстанских детских садов стало внедрение системы независимой оценки ECERS, которая используется во всем мире в качестве комплексного инструмента оценки работы дошкольных организаций.
Более подробно с документом об утверждении новой модели развития дошкольного воспитания и обучения можно ознакомиться по ссылке https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000137
Вопрос раннего развития детей имеет особую значимость. Но, к сожалению, пока чиновники акцентируют внимание на количественных показателях, на охвате детей, а многие родители только и стремятся лишь бы получить заветное место в детском саду. В этой «гонке» сторон вопросы качества и содержания дошкольного образования оставались без внимания. Теперь, с появлением национального проекта, педагоги страны намерены обратить внимание на эту проблему и по возможности решать ее оперативно, используя эффективные способы. Первые шаги уже сделаны.
Автор: Динара Акылжанова