Минувшие выходные отмечены невыходом в рейс муниципального общественного транспорта г. Алматы и сокращением движения пригородного и внутриобластного общественного транспорта Карагандинской области.
На фоне перебоев с поставками дизельного топлива все увязывают эту ситуацию с отсутствием дизельного топлива у поставщиков.
Так ли это на самом деле?
Начнем с застывания дизельного топлива в г. Алматы в середине минувшей недели. Ежегодно НПЗ РК в период с середины марта до начала октября производят дизельное топливо летних сортов, показатели фильтруемости которого нормируются температурой 0оС. Фактические показатели фильтруемости при выходе с НПЗ формируются с запасом до -3-4оС.
Как все заметили вопрос застывания дизельного топлива возник в южном регионе страны, где холода наступают немного позже, чем в северных и центральных регионах.
К чему я об этом говорю? В северных регионах собственники нефтебаз заведомо готовят топливные резервуары к похолоданию. И проводят мероприятия по зачистке резервуаров в сентябре.
Учитывая, что с НПЗ топливо отгружается под строгим лабораторным контролем и с каждого отгруженного вагона отбирается арбитражная проба, то проблема «парафинизации» возникает на следующих этапах – это или подготовка вагоноцистерн, либо условия хранения на нефтебазах. Подготовка вагоноцистерн тоже осуществляется с соблюдением всех технологий промывки.
Вопрос об ухудшении качества топлива должен задаваться нефтебазам.
Далее. Автобусные парки, в том числе муниципальные, самостоятельно заключают договора с поставщиками топлива, проводят конкурсные процедуры, заранее оговаривают стоимость топлива.
Причина, по которой поставщики топлива автобусным паркам г. Алматы не смогли обеспечить своевременную доставку топлива кроется в цене, а не в отсутствии топлива.
По имеющейся информации у поставщика дизельного топлива для нужд автобусного парка ТОО «Алматыэлектротранс» был на нефтебазе сформирован запас дизельного топлива, готовый к поставке. Причём имелось как дизельное топливо летнее, так и дизельное топливо зимнее.
В условиях нестабильности погодных условий в г. Алматы и ожидании низких ночных температур, автобусные парки оказались не готовы принимать летний дизель. При этом процедуры по обеспечению поставок зимнего дизельного топлива еще не были проведены.
Другой существенной составляющей стал неотработанный механизм ценообразования на дизельное топливо. Т.е. муниципальный парк готов принимать топливо по ранее утвержденной цене, не учитывающей изменение конъюнктуры рынка. Поставщик дизельного топлива уведомил заказчика об изменении стоимости продукта, но со стороны заказчика еще не были проведены процедуры, касающиеся вопроса изменения цены.
На сегодня акимат г. Алматы и автобусные парки города осуществляют мероприятия по заключению договоров с крупными розничными сетями для обеспечения бесперебойных поставок дизельного топлива для нужд города.
Схожая ситуация по дизельному топливу в Карагандинской области. Сигналов о застывании топлива из региона не поступает.
Сформированный в регионе запас обеспечивает деятельность потребителей дизельного топлива в течение 2-х недель, еще порядка 2 тыс. тонн дизельного топлива для нужд Карагандинской области отгружены, либо стоят в очереди на отгрузку на НПЗ РК.
Обеспечение деятельности муниципальных автобусных парков г. Караганды осуществляется через крупные сети АЗС. Частные автобусные парки региона проводят данные мероприятия самостоятельно.
Резюмируя текущую ситуацию можно сказать, что в одних и тех же условиях, акимат южной столицы оказался готовым к началу отопительного сезона, но муниципальные автобусные парки оказались не готовы к переходу на зимние сорта дизельного топлива.
Чиновники продолжают заниматься «тушением пожаров». Работать на предупреждение? Это пока не про нас.
Ерлан Жаукин, эксперт рынка нефти и газа