Среда, 24 декабря, 2025
  • Контакты редакции
NEWSDESK
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
NEWSDESK
No Result
View All Result

Дефицит топлива на фоне завершения модернизации НПЗ РК

admin by admin
4 года ago
in популярное, Страна
0
Дефицит топлива на фоне завершения модернизации НПЗ РК
0
SHARES
0
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Все последние недели в правительстве и СМИ активно обсуждается вопрос дефицита дизельного топлива на рынке Казахстана. Подавляющее большинство видит сговор как в ежегодных ремонтах существующих НПЗ, так и необходимости повышения цен в угоду чьим-то интересам.

Пару лет назад Министерство энергетики отрапортовало о завершении модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов и завершении эпохи зависимости от импорта топлива из соседней России.

Что же случилось с казахстанской нефтепереработкой в этом году, разбирался эксперт Ерлан Жаукин.

Как говорится, «беда не приходит одна». В январе произошла форс-мажорная ситуация в сетях АО «KEGOC» — без электричества, как мы помним, остались большая часть Атырауской и Мангистауской областей. Аварию вроде бы устранили — этот момент широко не освещался и не обсуждался. А вот последствия той аварии ощущаются до сих пор. И ощущаются эти последствия где? Верно, на топливном рынке страны.

Атырауский НПЗ недавно прошел сложную и длительную модернизацию. На базе старого советского Атырауского НПЗ был построен практически новый завод с возможностью производства всей линейки востребованной на рынке продукции. Внедрено производство продукции нефтехимии.

И вот в январе 2021 г. — «тушите свет». В самом деле, так и было. Авария в сетях энергообеспечения привела к остановке завода практически в самую стужу. А сегодня без света даже кашу уже не сваришь.

К сведению обывателей — запускать производственное оборудование и двигатели, работающие под давлением, когда «за бортом» минусовая температура — это дело, мягко говоря, «неблагодарное». Запуск автомобиля в мороз пробовали при севшем аккумуляторе? Тут примерно то же самое. Но для заводки автомобиля есть два варианта – толкнуть его с пригорка или оттолкать в теплый гараж для отогрева.

К сожалению, целый завод в гараж не затолкаешь.

Для информации – только в январе т.г. Атырауский НПЗ запускали более 20 раз, и всякий раз энергии было недостаточно. Как следствие – технологический сбой оборудования, неплановый ремонт, снижение объемов переработки нефти и недовыпуск продукции.

Впервые последствия аварии в сетях АО «KEGOC» топливный рынок ощутил в марте-апреле, когда под угрозой дефицита оказался бензин. Этот кризис рынок пережил, к слову, даже без импорта российского бензина.

Но результатом всего стала потеря 200 тыс. тонн дизельного топлива, которое не смог выработать Атырауский НПЗ.

То есть утверждать об отсутствии системности в нефтяной отрасли не совсем корректно, не зная истинных причин происходящего. Нефтепереработка бьет рекорды как по объемам переработки нефти, так и по объемам производства нефтепродуктов, востребованных на казахстанском рынке.

Выше я постарался описать одну из причин возникшего дефицита дизельного топлива.

Далее – основная и самая весомая причина – ценообразование на внутреннем рынке страны. Мы настолько привыкли, что топливо в Казахстане стоит копейки, что любое движение ценников на АЗС вверх воспринимается крайне болезненно.

Все виды статистики и отчетов информационно-аналитических агентств ставят Казахстан в топ-10 или в топ-15, как страну с самыми низкими ценами на ГСМ. Понятно, что это крайне выгодно, хорошо и удобно потребителю.

Но в условиях развития транзитного потенциала страны, открытых границ со странами-членами ЕАЭС «сумасшедший» дисбаланс цен – это уже откровенная кормушка для стремительно развивающегося рынка грузоперевозок Узбекистана, Кыргызстана и России.

Уже неоднократно отмечалось, что груженая фура из Узбекистана на пустых баках заезжает на АЗС в Туркестанской области и, заправляя полный бак дизельного топлива, следует до следующей заправки на выезде из Казахстана. И этого запаса транзитной фуре достаточно, чтобы доехать до Москвы и вернуться обратно в Казахстан для следующей заправки.

Низкие цены на топливо в стране способствуют его вымыванию из страны. В августе и сентябре мы все стали свидетелями исторически пикового потребления дизельного топлива в республике. Экономика страны не потребляет столько дизельного топлива, сколько было продано через АЗС.

Казалось бы, это очень хорошо. Но это хорошо, когда у тебя бездонная бочка продукта. Есть максимально возможное количество топлива, которые наши НПЗ могут произвести. И летний период НПЗ РК отработали на максимуме.

К чему все эти слова? К тому, что рынок должен быть сбалансированным. Сегодня мы пришли к тому, что вынуждены обращаться к правительству России, чтобы завезти «обратно» в Казахстан эти 100 тыс. тонн дизельного топлива, которое под видом овощей и фруктов оказалось на российских рынках.

Государственное давление и сдерживание рынка и цен еще не привело к процветанию и благосостоянию ни одну экономику мира.

Справедливые рыночные цены способствуют увеличению налоговых поступлений и росту доходов бизнеса, что в дальнейшем стимулирует увеличение заработных плат как бюджетников, так и наемных работников.

Системный подход должен быть не в отдельно взятой отрасли, а в экономике в целом.


Источник: zakon.kz

Previous Post

Житель Токио снял на видео раскачивающиеся во время землетрясения столбы

Next Post

Авиаперевозки в Казахстане превысили докоронакризисные показатели

admin

admin

Next Post
Авиаперевозки в Казахстане превысили докоронакризисные показатели

Авиаперевозки в Казахстане превысили докоронакризисные показатели

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авиационное топливо международного стандарта Jet A-1 впервые завезли в Казахстан
Топливный рынок

Авиационное топливо международного стандарта Jet A-1 впервые завезли в Казахстан

Первая поставка в Алматы открывает Казахстану доступ к глобальному рынку авиатоплива и усиливает позиции страны в международных авиаперевозках.  Первая партия ...

22.12.2025
В Мангистау подведены итоги первого молодежного стартап-конкурса
Образование

В Мангистау подведены итоги первого молодежного стартап-конкурса

В Мангистауской области завершился первый региональный молодежный конкурс стартапов "ТалпынХалық – 2025", а также конкурс среди педагогов-профориентаторов "Профориентация — путь ...

22.12.2025
Президент, спортсмены и артисты: кого казахстанцы назвали героями 2025 года
популярное

Президент, спортсмены и артисты: кого казахстанцы назвали героями 2025 года

Год был насыщен как личными, так и коллективными победами. Национальный аналитический центр представил результаты исследования, в котором казахстанцы поделились своими ...

22.12.2025
В Казахстане вводят больничный по массовому заболеванию, о котором не принято говорить
Здоровье

В Казахстане вводят больничный по массовому заболеванию, о котором не принято говорить

Минздрав и минтруда разъяснили правила выплат, нюансы врачебной тайны и риски при трудоустройстве на опасные объекты. В Казахстане диагноз "депрессия" ...

22.12.2025
Президент РК выразил соболезнования в связи со смертью Асанали Ашимова
КУЛЬТУРА

Президент РК выразил соболезнования в связи со смертью Асанали Ашимова

Об этом сообщила пресс-служба Акорды.   Глава государства направил телеграмму соболезнования родным и близким Народного артиста, Қазақстанның Еңбек Ері Асанали ...

22.12.2025

Последние новости

  • Авиационное топливо международного стандарта Jet A-1 впервые завезли в Казахстан 22.12.2025
  • В Мангистау подведены итоги первого молодежного стартап-конкурса 22.12.2025
  • Президент, спортсмены и артисты: кого казахстанцы назвали героями 2025 года 22.12.2025
  • В Казахстане вводят больничный по массовому заболеванию, о котором не принято говорить 22.12.2025
  • Президент РК выразил соболезнования в связи со смертью Асанали Ашимова 21.12.2025

Календарь записей

Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
« Ноя    
No Result
View All Result

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.