По данным антимонопольного агентства, удалось исключить лишь три основания из имеющихся 52. Если смотреть на динамику госзакупок, то можно увидеть, что доля закупок из одного источника снизилась по сравнению с 2018 годом, когда она составляла 48%, в 2019 году была на уровне 34%, в 2020 году – 40%. Суммарно за 5 лет из одного источника закуплено товаров, работ и услуг на сумму 7,7 трлн тенге.
Об этом сегодня на площадке Оpen Space МИА «Казинформ» сообщил председатель агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин. Он озвучил основные проблемы в государственных закупках. В их числе необоснованно завышенные требования к закупкам, лоббирование интересов определенных поставщиков, объединение с конкурентом для создания мнимой конкуренции в целях исключения проведения повторных закупок, отсутствие интереса экономии бюджетных средств со стороны заказчика, 52 основания для проведения закупок из одного источника путем прямого заключения договора.
По его словам, агентство внесло в парламент пятый антимонопольный пакет и первым делом обратило внимание на сокращение оснований из одного источника.
«Из 52 мы хотели сократить 25 оснований, встретили ожесточенное сопротивление государственных органов. 17 оснований мы предлагали полностью исключить, к сожалению, удалось исключить только три», – рассказал Серик Жумангарин.
Таким образом, исключены следующие основания: приобретение товаров по ценам, установленным законодательством РК; приобретение услуг по обработке данных статистических наблюдений; приобретение услуг по доверительному управлению имуществом лица, определенного законодательством РК.
Основание, где агентство предлагало ограничить применение из одного источника, поддержано по 6 направлениям. В их числе приобретение услуг, относящихся к сферам естественных монополий; приобретение товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации технологических нарушений; приобретение товаров и услуг, когда государственные закупки включены в годовой план при его уточнении; приобретение государственным органом товаров, работ и услуг при наличии заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров у субъектов рынка, принадлежащем государству.
Кроме того, в данный список вошли следующие основания: приобретение материалов выставок, семинаров, конференций, совещаний, форумов, симпозиумов, тренингов, а также оплаты за участие в указанных мероприятиях, когда данные государственные закупки включены в план закупок при его уточнении; приобретение имущества активов, реализуемого на торгах-аукционах судебными исполнителями, а также в соответствии с законодательством о реабилитации и банкротстве. В агентстве отмечают, что данные нововведения позволят передать в конкурентную среду 50 млрд тенге.
«Другая важная особенность государственных закупок заключается в том, чтобы не только сокращать основания, но и сокращать тех, кто пользуется этими основаниями и покупает из одного источника. У нас в законе есть понятие «государственная монополия», когда государство имеет право ограничивать конкуренцию там, где этого требует национальная безопасность, обороноспособность страны, защита прав и свобод граждан и так далее. На сегодняшний день 18 государственных монополий, и все они жестко регулируются», – продолжил глава агентства.
Но также, по его словам, имеется институт государственных и частных операторов, и они законодательно имеют право покупать без конкурса. Фактически это инструмент, введенный для того, чтобы обойти нормы закона о госзакупках и нормы Предпринимательского кодекса, касающиеся госмонополии.
Поэтому глава государства дал поручение разобраться с этими операторами. По словам Серика Жумангарина, в международной практике есть такое понятие, как товар или услуга общеэкономического значения. То есть на определенной территории он должен употребляться большинством населения. Агентство проанализировало деятельность данных операторов и увидело, что из 51 частного государственного оператора в 18 регулирования не требуется. Они осуществляют прежде всего социальные услуги и никакого влияния на бизнес не оказывают.
Например, Центр международных программ «Болашак», «КазахТуризм», Кazakh Invest и так далее. Они остаются и работают как есть. У 24 операторов есть все признаки того, что они требуют государственного регулирования. Из них 16 – государственные предприятия, четыре предприятия являются частным, 4 – квазигосударственные предприятия, которые имеют специальные права.
«Чем отличаются исключительные права от специальных? Исключительное право означает жесткое ограничение конкуренции – на территории только этот субъект может оказывать определенный вид деятельности, например «КазТрансГаз», «КазахстанГарышСапары» и другие. Специальное право, когда другие компании могут оказывать такие же услуги, например, «Казахтелеком», «Казпочта», потому что есть альтернативные операторы в данном случае.
По 11 предприятиям мы приняли кардинальные меры: по двум оптимизировали виды деятельности, по 9 лишаем статуса операторов – решено 5 из них приватизировать, 4 оставить подведомственными организациями госорганов без статуса оператора, соответственно, без каких-либо привилегий. Все наши предложения предварительно поддержаны администрацией президента, но в целом мы планируем до конца 2025 года 20-25 операторов лишить статуса, очистить поле. Это даст доступ МСБ к порядка 47 млрд тенге», – резюмировал Серик Жумангарин.
Майра Медеубаева
Источник: inbusiness,kz