Сложность с приобретением автомобиля – ещё одно проявление охватившего все сферы деятельности коронакризиса.
Во всех автосалонах Алматы наблюдается большой дефицит как бюджетных, так и премиум-авто. В некоторых салонах осталось лишь семь автомобилей, у других – ни одного. Все заявили, что ожидают поставок в ближайшие месяц-два. Также в отделах продаж сообщили, что и в других городах не осталось машин для реализации. Более того, некоторые автосалоны отказываются даже взять аванс и поставить покупателя в очередь – вереница заказов слишком длинная.
Затруднения начались ещё в декабре 2020 года. Некоторым покупателям пришлось ждать по несколько месяцев машины, за которые уже внесён аванс.
Мы выяснили, почему в Казахстане возникли проблемы с приобретением автомобилей.
Сложности с транзитом через Китай
Сейчас в Китае стоит очень много контейнеров назначением в Центральную Азию, Россию и другие страны СНГ. Проблемы начались в марте прошлого года. Все закрывали границы, уменьшалась пропускная способность. При этом заказы продолжали поступать, а китайские предприятия, хоть и ограниченно, но всё же работали. Так копилась очередь грузов на отправку.
«Действительно наблюдается задержка поставки грузов, которые идут через Китай в Казахстан. Так, поставки автомобилей и запасных частей из Японии и Кореи уже задерживаются на полтора месяца», – заявил Informburo.kz представитель Astana Motors.
«В целом на казахстанском рынке начал ощущаться дефицит из-за пандемии с марта 2020 года. Поставки и заказы были ограничены, – рассказала корреспонденту Informburo.kz вице-президент Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ) Анар Макашева. – В карантине за март-апрель 2020 года, пока не внедрили регистрацию транспортных средств онлайн, было реализовано менее 1500 автомобилей. После открытия границ поставки комплектующих и автомобилей возобновились. Однако по всему миру были ещё ограничения, что несомненно сказывалось на поставках в Казахстан. При этом 2020 год завершился успешно, рост составил 24% по сравнению с 2019 годом (93 тысячи против 75 тысяч единиц)».
В Казахстане чаще всего на железнодорожных станциях один путь въезда и один путь выезда (так называемая «одноколейка»). А в КНР на одну станцию заходит несколько путей. Потому у нас ограничения по приёму грузов. И когда поток товаров из Китая резко увеличился, мы забили свои станции. Дошло до того, что поезда простаивали на подъезде к станции, ожидая, когда освободиться место. Все терминалы в стране забивались по очереди, потом «встала» граница, так дошло и до самого Китая. Затем возник дефицит контейнеров, потому что они слишком долго возвращаются в Китай. Так поднялись цены на предоставление контейнеров.
Как итог пошли отмены планов на отправку. Сейчас в Китае скопилось гигантское количество контейнеров, ждущих вывоза. На данный момент оттуда выезжают в Казахстан и Россию только те контейнеры, которые были сданы до июня. А контейнеры, которые сдали в июле и сейчас сдаются в августе, не получают планы на отправку. То есть они будут простаивать ещё примерно два-три месяца.
Это дошло до морских портов Китая. Раньше можно было сразу найти место на судне, если сдать груз на отправку в первой половине месяца. Сейчас приходится ждать полтора-два месяца, чтобы отправить груз. Таким образом, сложности наблюдаются по всем видам контейнерных перевозок. До Казахстана не могут добраться грузы из Индии, США, Китая, Японии и Южной Кореи. Это привело к большому росту цен на транспортировку грузов.
На погранпереходах между Казахстаном и Китаем, Россией и Китаем транспортные сети устарели: одна полоса, мало разъездов, нет нового оборудования, старые станции, которые не рассчитаны на этот объём.
Из-за устаревшей транспортной инфраструктуры грузопоток вырос в несколько раз. Транспортные сети работают на максимальной пропускной способности. На наших границах хоть и стоят новые терминалы, транспортная сеть и нехватка подвижного состава не позволяет обработать грузопоток.
«С мая 2021 года на снижении поставок сказалась политика Китая по ограничению транзита в РК, – добавила Анар Макашева. – Так, продажи в июле 2021 года упали на 10% по сравнению с июнем 2021 года. В случае если эта проблема не решится в кратчайшие сроки, до конца года не все потребители получат ожидаемые ими автомобили».
Автопроизводители не могут удовлетворить взлетевший спрос
Ещё одна причина дефицита – нехватка компьютерных чипов по всему миру. Некоторые бренды даже упрощают комплектацию, дабы хоть как-то восстановить объёмы производства.
В прошлом году по всему миру действовали локдауны, автопроизводители приостанавливали работу заводов. Пик закрытий пришёлся на весну – с конца марта до середины мая. Предприятия не работали, а автопроизводители не ожидали быстрого восстановления спроса, поэтому они заказывали меньше полупроводников, крошечных чипов, управляющих двигателями, трансмиссиями, сенсорными экранами и многими другими компонентами современных легковых и грузовых автомобилей.
«В 2021 году авторынок также продолжил работу в условиях пандемии и ограничения поставок. При этом в первом квартале 2021 года в некоторых странах и на определённых заводах случались форс-мажоры, стихийные бедствия повлияли на выпуск полупроводников, что отразилось в целом на снижении объёма выпуска транспортных средств в мире, включая Казахстан. Объём недопоставок в РК в связи с проблемой полупроводников оценивается примерно в минус 10% от прогнозируемого объёма», – пояснила Анар Макашева.
В то же время потребители, не выходившие из дома, стали покупать больше ноутбуков, смартфонов, телевизоров и игровых консолей, что увеличило спрос на чипы со стороны компаний, производящих эти устройства. Когда автопроизводители перезапустили свои заводы, в доступе осталось малое количество чипов.
Производители чипов оказались не готовыми к столь быстрому восстановлению спроса со стороны автостроителей и не заложили его в свои производственные планы.
Скорее всего, в ближайшей перспективе ситуация ухудшится, поскольку количество новых автомобилей, доступных на рынке, существенно снизилось, производство всё ещё не догнало спрос, а логистические проблемы по-прежнему актуальны.
А спрос вырос настолько, что из автосалонов забрали почти всё – от роскошных автомобилей и спорткаров стоимостью более 50 000 долларов до базовых подержанных машин.
Некоторые клиенты отказались платить большие деньги за новые автомобили и предпочли довольствоваться старыми. Это привело к увеличению спроса на вторичном рынке.
При этом вице-президент АКАБ утверждает, что цены на новые авто остались на прежнем уровне, а рост наблюдается лишь на вторичном рынке.
«Несмотря на дефицит, цены на первичном рынке сохраняются. Однако цены на вторичном рынке сильно выросли – в среднем от 2 до 30%. Физические лица, продающие свои автомобили, решили воспользоваться дефицитом новых автомобилей», – сказала эксперт.
Даже если ориентироваться на популярные интернет-площадки по продаже авто, многие распространённые марки и модели оказываются в дефиците. Конечно, нехватка автомобилей закончится, но когда, неизвестно.
Пока спрос в Казахстане превышает предложение, так что можно ждать дальнейшего роста цен. По данным АКАБ, рынок Казахстана не насыщен. Потребность в новых автомобилях оценивается примерно в 150 000 единиц в год. На сегодня на 1000 человек в Казахстане приходится более 212 единиц, в развитых странах этот показатель составляет более 400 единиц на 1000 человек.
Источник: informburo.kz