Понедельник, 17 ноября, 2025
  • Контакты редакции
NEWSDESK
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
  • Главная
  • Страна
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Здоровье
  • Спорт
  • Объективно
No Result
View All Result
NEWSDESK
No Result
View All Result

Чего ожидать на топливном рынке этой осенью?

admin by admin
4 года ago
in Экономика
0
Чего ожидать на топливном рынке этой осенью?
0
SHARES
0
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Заканчивается лето, заканчивается сезон отпусков. По прогнозам санитаров в сентябре дети пойдут в школу, а их родители – вернутся на работу, будь это офис, магазин или промышленное предприятие.

Как правило, сентябрь является наиболее продуктивным месяцем в части потребления на топливном рынке. Это и активизация внутригородских транспортных перемещений, активная фаза проведения сельскохозяйственных работ, увеличение объемов междугородних и транзитных грузовых перевозок овощей и фруктов.

Эксперт Ерлан Жаукин разбирается, достаточно ли в стране бензина и дизельного топлива на эту осень.

Начнем, наверное, с хороших новостей, как в старых добрых сказках.

С бензином у нас все обстоит более-менее понятно. Продукта вполне достаточно. Предстоящая остановка Павлодарского НХЗ на плановый ремонт на бензиновый рынок особого давления не окажет. Запрет на экспорт бензина делает свое дело. Запасы растут. Административно задавленные цены стабильны. Хочется даже сказать, как в одном популярном шоу – «все остальные страны нам завидуют». А ведь все действительно так и обстоит. Стоимость бензина Аи-92 вокруг наших границ на 45-50% выше наших текущих розничных цен на бензин. И это независимо от того, нефтяная ли это держава, как Россия, или импортозависимый Кыргызстан. Но хотелось бы во всем этом нашем относительном благополучии отметить, что экспортная стоимость казахстанского бензина за вычетом всех расходов по его доставке до потенциальных рынков сбыта более, чем в 2 раза превышает оптовые цены, действующие на внутреннем рынке Казахстана. Для потребителя это несомненно очень хорошо и комфортно. Но для экономики страны и, в частности, для нефтяной отрасли – это огромные суммы непокрытых убытков.

Что мы имеем на сегодня? Мы имеем дешевую нефть для поставок на внутренний рынок страны, из которой мы получаем еще более дешевый бензин для поставок на розничный рынок Казахстана.

Почему дешевая нефть? Потому что около 70% добываемой в Казахстане нефти поставляется на внутренний рынок со скидкой 110-130$ с каждой добытой тонны. Доходы от экспорта остальных 30% нефти не покрывают этих потерь.

А почему нефть для внутреннего рынка дешевая? Ответ – для того, чтобы производить из нее бензин, дизельное топливо и керосин с низким уровнем себестоимости. И если в большинстве стран мира, поддерживающих низкий уровень цен на топливо, этот самый уровень цен поддерживается за счет субсидий государства, то в наших реалиях – это делается за счет отрасли, которая привлекает инвестиции в страну.

Тема дешевой нефти уже у многих набила оскомину, но она никак не решается.

Чем грозят низкие цены экономике Казахстана? Мы это сможем ощутить в рамках процессов Евразийской интеграции. Казахстанский бензин получит свойство утекать на более дорогие рынки наших соседей. Готовы ли мы в будущем пересесть с комфортного автомобиля на гужевую повозку? Время покажет.

А теперь вернемся к нашей сказке. Плохие новости – собственного дизельного топлива этой осенью не хватит. Ежегодно сентябрь-октябрь – сезоны пикового потребления дизельного топлива. Эти два месяца составляют порядка 19-20% годового потребления дизеля в Казахстане.

Обусловлено это:

1. активной фазой уборочных работ сельхозпроизводителей;

2. ростом междугороднего и транзитного сообщения транспортных предприятий, осуществляющих перевозку плодовоовощных культур по регионам Казахстана, в Россию и страны дальнего зарубежья;

3. ростом железнодорожных грузоперевозок по причинам, указанным во втором пункте;

4. завершающей стадией дорожно-строительных работ.

Что это все это вместе взятое означает?

В условиях ожидания остановки Павлодарского НХЗ на плановый ремонт, сельхозпроизводители, объекты железнодорожного перевозчика, крупные системообразующие сети АЗС формируют запасы дизеля для прохождения периода отсутствия отгрузок дизеля с ПНХЗ.

И если ожидаемый объем потребления дизельного топлива в сентябре составляет около 490 тыс. тонн, то прогнозный объем производства 3-х казахстанских НПЗ составляет около 450 тыс. тонн. Учитывая ограниченный уровень запасов топлива в регионах, есть риски возникновения дефицита топлива в стране. И если сельхозтоваропроизводители и объекты железнодорожной инфраструктуры будут обеспечены дизелем в приоритетном порядке, то что ждет рынок автомобильных грузоперевозок – ответить сегодня сложно.

В чем причина нехватки дизеля? Относительно недавно я упоминал о наличии перетоков дизеля в приграничных с Россией регионах. По неподтвержденной информации только за июль в Россию утекло около 30 тыс. тонн казахстанского дизеля. В августе перетоки также продолжаются. А эти 30 тыс. тонн практически тот объем, которого может не хватить казахстанскому рынку в сентябре. Причина перетоков по-прежнему банальна – существенный разброс цен на казахстанском и сопредельном рынках способствует этим перетокам.

Разница розничных цен на рынках Казахстана и России на сегодня составляет:

— по бензину Аи-92 – 67-70 тг/литр;

— по дизельному топливу – 72-75 тг/литр.

И пока наши рынки не придут к сбалансированным ценам – это когда переток из Казахстана в Россию будет экономически нецелесообразен – так и будет.

Что мы имеем на топливном рынке сегодня?

1. Дешевую нефть, непозволяющую нефтяной отрасли развивать технологии и внедрять инновации в добыче;

2. Дешевое топливо на АЗС, тормозящее развитие топливного ритэйла;

3. Очень вкусную топливную кормушку для наших соседей.


Источник: zakon.kz

Previous Post

Казахстанцев предупредили о последствиях покупки авто из Грузии и Азербайджана

Next Post

Новые штрафы и санкции появятся в Казахстане

admin

admin

Next Post
Новые штрафы и санкции появятся в Казахстане

Новые штрафы и санкции появятся в Казахстане

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Страны Центральной Азии согласовали приток воды в водохранилище РК
ЭКОЛОГИЯ

Страны Центральной Азии согласовали приток воды в водохранилище РК

В Ашхабаде обсудили приток воды в Шардаринское водохранилище.  Страны Центральной Азии согласовали прогнозируемый приток воды в Шардаринское водохранилище на межвегетационный ...

14.11.2025
Госслужащие РК оказались среди хакеров
ГРОМКОЕ ДЕЛО

Госслужащие РК оказались среди хакеров

В стране выросло число киберпреступников в 4 раза. Кто эти хакеры, взламывающие сайты и аккаунты, ворующие информацию, уничтожающие системы своими ...

14.11.2025
Заменит ли ИИ работников банков: глава Halyk Bank озвучила свое видение
Бизнес

Заменит ли ИИ работников банков: глава Halyk Bank озвучила свое видение

Технология, по ее словам, приходит в финсектор стремительно, но ее роль в управлении пока ограничена. Внедрение искусственного интеллекта не приведет ...

14.11.2025
Казахстанцы скоро узнают о потере части своих пенсионных сбережений
Финансы

Казахстанцы скоро узнают о потере части своих пенсионных сбережений

В ноябрьских выписках ЕНПФ граждан ждут убытки от повышения базовой ставки. Объясняем, почему они носят "бумажный" характер и что делать дальше. ...

11.11.2025
Казахстан будет проводить турниры уровня Premier Padel – Токаев
Спорт

Казахстан будет проводить турниры уровня Premier Padel – Токаев

В Алматы готовится к открытию одна из самых современных в Центральной Азии арена. Глава государства Касым-Жомарт Токаев принял президента Международной федерации падела (FIP) ...

11.11.2025

Последние новости

  • Страны Центральной Азии согласовали приток воды в водохранилище РК 14.11.2025
  • Госслужащие РК оказались среди хакеров 14.11.2025
  • Заменит ли ИИ работников банков: глава Halyk Bank озвучила свое видение 14.11.2025
  • Казахстанцы скоро узнают о потере части своих пенсионных сбережений 11.11.2025
  • Казахстан будет проводить турниры уровня Premier Padel – Токаев 10.11.2025

Календарь записей

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
« Окт    
No Result
View All Result

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.