Казахстан находится на пересечении девяти международных железнодорожных узлов и восьми автотранспортных коридоров.
Через страну уже сегодня проходят основные маршруты, соединяющие крупнейшие рынки Азии и Европы. Чтобы сохранить и приумножить это преимущество, государство обновляет инфраструктуру: ремонтируются старые магистрали, строятся новые дороги и создаются условия для мультимодальных перевозок, передает inbusiness.kz.
В этой системе особое место занимает проект строительства вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты протяженностью 836 км. Он соединяет казахстанско-китайскую границу с центром страны и является важным звеном транзита по направлению Азия – Европа.
На VII Международном бизнес-форуме New Silk Way в Алматы президент РК Касым-Жомарт Токаев в формате телемоста дал старт строительству:
«Новая линия Достык – Мойынты имеет стратегическое значение для транспортной системы страны и придаст импульс развитию международных связей. Великий Шелковый путь исторически проходил по территории нашей страны. Сегодня мы продолжаем укреплять сотрудничество в рамках инициативы „Один пояс, один путь“. Особое внимание мы уделяем развитию транспортно-логистической инфраструктуры. За последние десять лет в развитие отрасли было инвестировано порядка 35 млрд долларов США. Я в своем послании поручил своевременно реализовать ряд проектов. В дальнейшем будет построено 5 тыс. км новых железных дорог и отремонтировано 11 тыс. км сетей».
По словам главы государства, реализация проекта увеличит пропускную способность участка в пять раз – с 12 до 60 пар поездов в сутки.
Отечественный подрядчик на ключевом участке
Часть магистрали Достык – Мойынты реализуется на участке Саяк – Актогай протяженностью 186 км. Здесь расположены восемь раздельных пунктов, а станция Саяк выполняет стратегическую функцию стыка Алматинского и Карагандинского отделений железной дороги. Это устранит «узкое место» на направлении Китай – Европа и встроит Казахстан в глобальную систему перевозок на новом уровне. Работы ведет компания «Теміржол жөндеу», входящая в группу «Қамкор Менеджмент», одним из акционеров которой является Тимур Кулибаев.
Айбек Терекбаев, генеральный директор ТОО «Теміржол жөндеу»:
«Стык Хоргос со стороны Китая также требует увеличения пропускной способности. Сейчас участок обслуживает порядка 16-18 пар поездов в сутки, однако с начала года поступило уже около 25 заявок. Для решения этой задачи реализуется проект модернизации протяженностью 297 км: строятся новые разъезды и внедряется система автоблокировки».
Меморандум о развитии транзита Азия – Европа
Международное значение проекта Достык – Мойынты подтвердил форум New Silk Way. На его площадке был подписан меморандум о сотрудничестве между транспортными организациями Казахстана и Азербайджана. С азербайджанской стороны документ подписали порты «Говсан» и «Зира», с казахстанской – Heavy Trans, Kazlogistics и Союз автоперевозчиков. Соглашение предусматривает льготные тарифы для казахстанских перевозчиков, приоритетное обслуживание тяжелых грузов, упрощение таможенных процедур и совместное продвижение маршрута ТМТМ на международных площадках. Таким образом, проект Достык – Мойынты встраивается в систему международного партнерства.
Экономический контекст
В 2024 году транзитные перевозки через Казахстан превысили 34 млн тонн. По данным минтранса, в текущем году строительством и ремонтом охвачено 13 тыс. км автодорог. До 2029 года предусмотрен ремонт 11 тыс. км железнодорожных линий и строительство ещё 5 тыс. км новых путей.
Максат Калиакпаров, вице-министр транспорта РК:
«Особое внимание уделяем строительству автодорог – в этом году охвачено 13 тыс. км. По железной дороге предусмотрен ремонт 11 тыс. км до 2029 года и строительство новых 5 тыс. км. Также, как вы знаете, принято решение о развитии авиакарго. Статус специальных экономических зон придан шести аэропортам: Астана, Алматы, Караганда, Актобе, Актау и Шымкент. Мы большие надежды возлагаем на мультимодальные перевозки».
Важным направлением становится контейнеризация.
Александра Огнёва, руководитель проектов международной экспедиторской компании:
«Казахстан – это государство, которое не имеет прямого выхода к мировым океанам. Поэтому вынуждено решать логистические проблемы другим путем. Мы все хотим стремиться к контейнеризации – весь мир шел этим путем. В Китае этот уровень составляет 70%, у нас около 10%, но эти темпы растут: еще три года назад показатель был 6%. У Казахстана есть стратегия по развитию контейнерных перевозок».
Достык – Мойынты стал частью комплексной программы модернизации транспортной системы Казахстана. Запуск строительства на уровне президента, участие национального подрядчика и подписание меморандума с азербайджанскими партнерами показывают, что проект работает сразу в нескольких направлениях: внутреннем, региональном и международном. Его реализация должна устранить инфраструктурные ограничения, увеличить транзитные возможности и укрепить позиции страны как ключевого транспортно-логистического узла Евразии.
Источник: Inbusiness.kz