Столичный водоканал подал новую тарифную заявку на повышение стоимости своих услуг водоснабжения и водоотведения.
Департамент по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) по Астане может не полностью утвердить недавно поданную заявку водоканала «Астана су арнасы», принадлежащего акимату столицы, на повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение в 2025 году, передает inbusiness.kz. Об этом стало известно из комментария главы департамента Каната Кульназарова в преддверии общественных слушаний по тарифной смете, представленной коммунальной госкомпанией.
«По прогнозу – точно 30%-ное изменение тарифа (запрашиваемое «Астана су арнасы». – Прим.) не будет, это будет меньше… Однозначно (повышение. – Прим.) будет. Потому что есть факторы, которые в любом случае мы не можем не учесть в тарифе. Это вот электроэнергия, заработная плата…Заработная плата у нас предусматривается как среднестатистическая в соответствующей отрасли (водоснабжения. – Прим.). По 2023 году средняя заработная плата в этой сфере сложилась в районе 429 тыс. тенге. Примерно такую зарплату мы дадим», – сказал госслужащий в кулуарах акимата Алматинского района столицы, отвечая на вопросы журналистов.
В разговоре он отметил, что в среднем естественная монополия запросила повышение тарифа на водоснабжение на 30%, на водоотведение – на 19% и по подаче технической воды – на 26%. Сейчас заявка находится на экспертизе департамента.
В 2020 году «Астана су арнасы» были уже утверждены тарифы на 2021-2025 годы. Однако законодательство позволяет ежегодно подавать заявку на изменение стоимости услуг монополиста в случае, к примеру, изменения стоимости так называемого стратегического товара, такого, как, например, электричества, которое активно использует водоканал в своей работе. Кроме того, согласно прошлогодним изменениям в законодательстве, естественные монополии могут повышать свои тарифы для увеличения оплаты труда своих работников с ориентиром на среднестатистические зарплаты по отрасли, чтобы избежать утечки кадров. К тому же в связи с недавно объявленной политикой «тариф в обмен на инвестиции» предприятия ЖКХ могут закладывать больше инвестиций в свои инвестпрограммы.
По словам Кульназарова, в этом году «Астана су арнасы» уже пересматривался тариф по аналогичным факторам повышения, что сейчас заявляются в нынешней заявке – по зарплате, дополнительным инвестициям и удорожанию электричества – в целом на 11%, а также по увеличению расходов предприятия на техобслуживание объектов из-за передачи ему насосно-фильтровальной станции (НФС) номер три от города в прошлом году – на 13%. В итоге повышение тарифов сложилось с начала года на 11% и с августа на 13%, то есть приблизительно в совокупности в районе 25% в этом году.
Особенности национальной дифференциации
Здесь нужно помнить, что тарифы на водоснабжение и водоотведение от «Астана су арнасы» применяются дифференцировано для населения и юрлиц. Бюджетные организации и бизнес платят гораздо большие тарифные ставки, они практически субсидируют жителей города. Поэтому ежегодные повышения стоимости услуг столичного водоканала в гораздо меньшей степени отражаются на кошельках проживающих в квартирах и домах.
Однако с изменением правил формирования тарифов со следующего года вводится их дифференциация для населения уже по нормам потребления на одного прописанного в жилище человека, чтобы стимулировать экономное использование воды. Хотя кто-то в этом может усмотреть дополнительное, только уже завуалированное повышение водных тарифов для населения.
В своей тарифной заявке «Астана су арнасы» предложило следующий расклад по дифференцированным тарифам на водоснабжение для населения в зависимости от уровней потребления в 2025 году: до трех кубов в месяц на человека – 100,66 тенге за куб, от трех до пяти кубов в месяц на человека – 120,79 тенге за куб, от 5 кубов до 10 кубов в месяц на человека – 150,99 тенге за куб, свыше 10 кубов в месяц на человека – 201,31 тенге за куб – все без учета НДС.
Для сравнения, в этом году общий для всех тариф на воду для жителей Астаны составляет 79,77 тенге за куб без НДС. По данным водоканала, семья из четырех человек в столице в среднем потребляет 24 кубометра питьевой воды, то есть шесть кубов на человека.
Вместе с тем руководство водоканала не ожидает, что из-за введения тарифов по нормам для населения потребление воды уменьшится, так как город продолжает застраиваться и население прирастает. Однако дефицита воды не наблюдается, поскольку столичное водохранилище было наполнено благодаря паводкам. В ближайшие годы ожидается появление дополнительного источника воды в виде водовода от канала Сатпаева.
Отметим, что, таким образом, экономия воды пока больше возлагается на физлиц, хотя в городе есть около 200 автомоек, из которых только 30-35% используют оборотную воду, несмотря на постоянные предписания водоканала в течение последних пяти лет. Вероятно, нынешнее повышение тарифов будет больше стимулировать их применять специальное оборудование для многократного расхода водного ресурса. Кроме того, у «Астана су арнасы» остается потенциал в снижении водных потерь, которые сейчас составляют около 19,5%, из них 16,5% являются нормативными.
Забор воды в Астане в следующем году прогнозируется на уровне 122 млн кубов при росте объемов оказываемых услуг в связи с увеличением потребителей с 71 до 86 млн кубометров. По факту сейчас закуп воды у «Казводхоза» составляет около 114 млн кубов, в последнее время эта водохозяйственная организация также увеличила свои тарифы, что сказалось на расходах водоканала с учетом роста потребления воды.
Между тем для теплоснабжающих организаций, которые потребляют воду в больших объемах, монополист в заявке предложил цену в 258,45 тенге за куб. Бюджетным организациям и юрлицам водоканалом в проекте был заложен завышенный тариф в 402,22 тенге за кубометр воды, что больше прежнего в 291,69 тенге за куб на 38%.
Что касается водоотведения и канализации, то по ним в тарифной заявке «Астана су арнасы» были представлены следующие предлагаемые уровни тарифов – для населения 69,36 тенге за куб без НДС, что на 14% больше прежнего уровня в 60,82 тенге за куб, а бюджетным организациям и юрлицам предполагается плата в размере 386,16 тенге за куб по сравнению с 277,26 тенге за куб с августа 2024 года – разница составляет 39%.
Постатейный разбор
Очевидно, что, скорее всего, вся предложенная «Астана су арнасы» тарифная смета не будет утверждена ДКРЕМ полностью, однако вполне вероятно, что большей частью она будет одобрена. Предположительно, в оплату через тариф может не пройти согласование статья расходов по погашению бюджетного кредита, предоставленного водоканалу по программе «Нурлы жол», на 362 млн тенге.
Кроме того, участников слушаний возмутило включение затрат на формируемые единым расчетным центром «Астана-ЕРЦ» строки в квитанциях по услугам «Астана су арнасы», по ним коммунальное предприятие задолжало 467 млн тенге. Фактически затраты водоканала на формирование единого платежного документа «Астана-ЕРЦ» составляют 105 млн тенге, а их стоимость на 2025 год заложена в размере 162 млн тенге за счет дополнительных строк. Как известно, предоставление услуг по единому платежному документу в столице считается как бы конкурентным полем, но по факту большинству жителей, которые платят за них через тарифы монополистов, приходится пользоваться данными, предоставляемыми «Астана-ЕРЦ».
Однако предложенные статьи затрат на бюджетный кредит и услуги ЕРЦ влияют на предложенный тариф не более 1%. Наибольшим фактором для повышения здесь является, как отметил Кульназаров, повышение зарплат работников водоканала. В предусмотренном на 2024 год фонде оплаты труда в 8,7 млрд тенге в среднем они заложены по 311 тыс. тенге, хотя расчетный ФОТ на этот период составляет 9,9 млрд тенге. В заявке «Астана су арнасы» предлагается повысить средний зарплатный показатель до 429 тыс. тенге – ориентир основан на статданных за 2023 год по отрасли в Астане с учетом инфляции. Для выплаты такого вознаграждения работникам в следующем году понадобится 12,3 млрд тенге.
Также важным фактором для повышения тарифа на воду является передача новых объектов на баланс «Астана су арнасы» в последние годы. В 2020-2024 годах монополия приняла на себя новую НФС-3, 313 км сетей водопровода, 294 км сетей канализации, 80 насосных станций и оборудования в целом на 130 млрд тенге. Такое увеличение потребует дополнительно более 2 млрд тенге на содержание – для покупки химреагентов, материалов для НФС-3 и новых сетей, сопровождающих услуг, а также выплаты налога на переданное имущество.
«Между акиматом и ДКРЕМ подписаны комплексные планы передачи на баланс СЕМ (субъекта естественных монополий. – Прим.) инженерных коммуникаций, в том числе по предприятию: НФС-3 – на 57 млрд тенге, подающий техводовод 43 км от водохранилища – на 23 млрд тенге, 143 км водопровода и 194 км канализации – на 25 млрд тенге», – расшифровывается стоимость новых объектов, переданных на баланс водоканала, в раздатке слушаний.
Помимо вышеперечисленных статей расходов, у «Астана су арнасы» за последние месяцы резко возросли траты на стратегический товар – электроэнергию – на фоне увеличения потребления объемов воды в связи с приростом потребителей. Ранее объем потребления на следующий год прогнозировался на уровне 117 млн кВт*ч – на эту статью расходов в итоге выделялось 1218 млн тенге, однако с учетом НФС-3 прогноз увеличился до 122 млн кВт*ч.
Для сравнения, до ввода в энергосистеме единого закупщика в июле 2023 года водоканал покупал напрямую дешевую электроэнергию у ТЭЦ-2 «Астана-Энергия». В тарифной смете она закладывалась в размере 6,65 тенге за кВт*ч без НДС, а в июне 2023 года стоила 10,46 тенге/ кВт*ч. Но по факту цена на электроэнергию от единого закупщика в лице расчетно-финансового центра (РФЦ) при минэнерго сейчас балансирует на уровне 19-21 тенге за кВт*ч и может вырасти в следующем году в среднем до 21,29 тенге за кВт*ч. Налицо повышение в 220%, что потребует гораздо больше затрат.
К тому же постепенно повышаются и тарифы у электросетевых компаний, по чьим сетям поставляется электричество внутри города – «Астана-РЭК», «Акмолинской РЭК», электросетей железной дороги, за последние полтора года существенно выросла и тарифная ставка за пользование национальной электрической сетью от KEGOC. Вдобавок ко всему в этом году сильно увеличилась плата за мощность, включаемая в конечный тариф на электричество, что также отразилось на его цене.
Так что, если сложить все выросшие в стоимости составляющие, получается, что траты на электроэнергию в 2025 году у «Астана су арнасы» могут увеличиться до 4276 млн тенге, то есть более чем в три с половиной раза, нежели ожидалось в ранее утвержденной смете. В 2023 году расходы на электрическую энергию у монополии составили 2,4 млрд тенге, а в этом складываются на уровне 3,5 млрд тенге.
Вместе с тем существенным фактором увеличения тарифной сметы «Астана су арнасы» на следующий год стало пополнение инвестпрограммы с 1 млрд до 2,2 млрд тенге. Дополнительные инвестиции будут направлены на реконструкцию сетей водопровода улицы Мамбетова от Иманова до Кабанбай-батыра длиной 700 м, на техническое перевооружение четырех единиц насосного оборудования на канализационных очистных сооружениях (КОС) и на обновление парка спецтехники – покупку двух экскаваторов и автокрана.
Решение по тарифной заявке «Астана су арнасы» в ДКРЕМ примут в середине декабря. В водоканале прогнозируют, что в случае ее утверждения по большинству статей растущих расходов плата за воду и канализацию для средней семьи в четыре человека может вырасти с текущих 3,4 тыс. тенге в месяц до 4,4 тыс. тенге, теперь уже с учетом дифференциации потребления. Новые утвержденные тарифы начнут действовать с января, расчеты по ним в зависимости от потребляемых объемов жители столицы увидят в квитанциях в начале февраля.
Источник: inbusiness.kz