Угроза введения вторичных санкций стала обретать реальные черты после намерения ЕС внести в «черный список» ряд компаний. В том числе из Казахстана.
О вероятности такого решения накануне сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в ЕС. Так, по данным издания, в рамках готовящегося 11-го пакета антироссийских санкций возможно внесение в «черный список» десятка компаний из Китая, Ирана, Казахстана и Узбекистана, сотрудничающих с Москвой. Возможные последствия такого решения для Казахстана обсудили в программе «Время говорить» на Atameken Business.
Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.
Данил Москаленко:
— Господин Абдрахманов, вот эта новость Reuters, которую я зачитал. Пожалуйста, ваш комментарий.
Рахимбек Абдрахманов, экономист:
— Данил, мы, по-моему, еще весной прошлого года встречались. У вас в передаче тогда уже говорили, что вторичные санкции будут неизбежны по ряду причин. Одной из основных причин наша школа называла участие Казахстана в ЕАЭС. Мы говорили тогда, что невозможно остановить параллельный импорт, когда в Казахстане свободно конвертируются рубли, когда у нас прозрачные границы, когда российские компании – которые находятся под санкциями или чьи «дочки» находятся под санкциями – могут беспрепятственно открывать прокси-компании в Казахстане. Тогда мы об этом говорили, тогда многие говорили, что это гипотетика. То, о чем мы говорили, что санкции неизбежны, это как раз-таки происходит.
Данил Москаленко:
— Если посмотреть на статистику, она очень впечатляет. У нас рост товарооборота с РФ 6%. Вроде бы мало, но в деньгах там довольно приличная сумма. Итак, РФ в 2022 году активно закупала у Казахстана вычислительные машины (компьютеры). В 43 раза больше! Блоки данных компьютеров — в 350 раз больше, мониторы — в 255 раз больше. Ну, вы представляете, какой объем оргтехники идет в Россию. Вроде бы ничего страшного, с одной стороны. Наши бизнесмены пользуются теми возможностями, которые есть у нас в ЕАЭС. Но Запад видит в этом проблему. Пожалуйста, господин Сабитов, ваше мнение: это проигрыш нашей дипломатии или все-таки неизбежность?
Жаксылык Сабитов, политолог:
— Я соглашусь, что это – неизбежность. Потому что у нашей дипломатии очень узкий коридор, в котором они могут действовать. Другое дело, что компании, которые могут быть включены (в санкционный список – прим. ред.) не только из-за определенных санкционных нарушений, а может быть, там логические… компания, которая не нужна американской или европейской стороне. Еще мне кажется, наши компании быстро перестроятся. Все, что у нас продавалось в Россию через большие компании, у нас там будет оформляться через маленькие ТОО или ИП. Соответственно, все это будет дробиться. Понятно, что европейцам невозможно будет отследить все.
Рахимбек Абдрахманов, экономист:
— Я согласен с коллегой: будут создаваться маленькие компании, через которые небольшие объемы товаров, которые сегодня находятся под запретом, будут просачиваться через границу. Мы говорили, что сегодня в Казахстане засилье рублевой макулатуры. То есть валюты, которая нигде абсолютно не конвертируется в мире, кроме нашей страны. Это и есть обход санкций, когда у вас в стране валюта той страны, которая находится под санкциями. Более того, которая сегодня признана государством-террористом многими европейскими странами. Единственный выход – хотя бы на время приостановить участие в ЕАЭС. Других выходов нету. Я понимаю, что это решение несет за собой всем известные риски.
Данил Москаленко:
— Вот смотрите, что нам пишут наши телезрители: «В 11-м пакете есть механизм квотирования экспорта. Это механизм по ограничению параллельного импорта. В ЕС говорят, чтобы прекратили обслуживание переводов из и в Казахстан. Это ли не санкции?». Проект пакета был опубликован в апреле, он сейчас обсуждается. Господин Сабитов, ваше мнение по ЕАЭС, то, что ваш коллега высказал. Нужно ли нам рассматривать такой вопрос в отношении приостановления своего участия там, чтобы не попасть под вторичные санкции?
Жаксылык Сабитов, политолог:
— Проблема в том, что если мы там приостановим свое участие, то, с большой долей вероятности, наши трубопроводы перестанут поставлять нефть. Поэтому мы находимся в такой ситуации, когда любое решение будет иметь негативные последствия.
Продолжение дискуссии можно посмотреть по ссылке.
Источник: inbusiness.kz