Системная проблема застройки в районе аэропортов выявлена в 2017 году, однако до сих пор не решена
20 апреля 2023 года истекает срок действия сертификата годности аэродрома аэропорта Алматы, который он получил в октябре 2021 году на условиях устранения выявленных Комитетом гражданской авиации (КГА) нарушений норм годности эксплуатации аэродромов. Однако нарушения до сих пор не устранены, поскольку вблизи аэродромной территории расположены 23 жилых строения. Об этом говорится в ответе генерального прокурора Берика Асылова на депутатский запрос фракции «Ак жол», адресованный ему и премьер-министру РК Алихану Смаилову в январе 2023 года.
В своем запросе, касающемся незаконного возведения строений вблизи аэропортов, мажилисмены напомнили об авиакатастрофе, произошедшей вблизи аэропорта Алматы в декабре 2019 года. Тогда самолет Fokker 100 был вынужден прервать взлёт и выкатился на приаэродромную территорию аэропорта, где столкнулся с капитальным двухэтажным домом, незаконно построенным в 9-10 метрах за ограждением аэродрома. В результате погибли 12 и пострадали 47 человек, находившихся на борту.
«Наличие системной проблемы по всей стране было выявлено еще в 2017 году», – написали в запросе депутаты. Они привели данные, которые за два с половиной года до катастрофы с Fokker 100 озвучивала главная транспортная прокуратура: более 800 объектов возведены в нарушение закона «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» без соответствующего разрешения КГА в районе аэропортов Алматы, Актау, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорска, Кокшетау, Тараза и Шымкента. Часть этих объектов угрожала безопасности полетов.
«[После катастрофы с Fokker 100] прошло уже более трех лет, однако все незаконно построенные на прилегающей к аэропортам территории дома стоят на прежнем месте и продолжают угрожать безопасности воздушных судов и их пассажиров. Более того, застройка продолжается», — указали авторы запроса.
Мажилисмены потребовали «принять все необходимые меры для устранения нарушений по капитальным объектам, незаконно построенным на приаэродромных территориях и находящимся в опасной близости от взлётно-посадочных полос аэропортов всей страны, включая аэропорт Алматы». А также «установить и привлечь к ответственности должностных лиц, из-за действий (бездействия) или халатности которых ситуация вокруг аэропортов по всей стране до сих пор угрожает жизни наших граждан».
В ответ Генеральная прокуратура сообщила: по закону запрещается размещение на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома мест выброса пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц. «Факты [нарушений] выявлены во всех регионах страны, за исключением Костанайской области: без соответствующего согласования возведено более 100 тыс. различных строительных объектов», – отметили в Генпрокуратуре. И привели такие цифры: вопреки запрету, на приаэродромных территориях аэропортов возведено 350 объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц; в зоне аэропорта Алматы функционирует свыше 10 полигонов ТБО и несанкционированных свалок; без одобрения КГА в четырехкилометровой зоне аэропорта Шымкента возведено 1 303 объекта.
31 декабря 2022 года Генпрокуратура направила на имя первого заместителя премьер-министра представление об устранении нарушений законности для принятия мер. В числе мер – выработка алгоритма взаимодействия между местными исполнительными и уполномоченными органами по недопущению возведения без соответствующего согласования объектов вблизи аэропортов; зонирование земель на приаэродромных территориях; проведение работы по установлению санитарно-защитных зон аэропортов; запрет на размещение на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома мест выброса пищевых отходов, мусорных свалок, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов промышленной и бытовой инфраструктуры, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Совместно с Министерством сельского хозяйства необходимо рассмотреть вопросы изъятия из неправомерного владения и возврата земельных участков в санитарно-защитные зоны аэропортов.
Кроме того, сообщили в Генпрокуратуре, департамент по противодействию коррупции Астаны расследует уголовное дело в отношении сотрудников КГА по п. 1 ч. 4 ст. 370 (бездействие по службе) Уголовного кодекса, которые в 2018 году незаконно выдали сертификат лётной годности аэродрома Алматы, что повлекло крушение самолета Fokker 100. «Окончательная оценка действиям должностных лиц будет дана по итогам расследования», – заключили в Генпрокуратуре.
Источник: forbes.kz