Какие факторы положительно повлияли на улучшение бизнес-климата в стране
В 2022 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана достигла 33,5%. За последние 10 лет количество МСБ в стране увеличилось в два раза – с 763,8 тыс. до 1,6 млн предприятий.
Критическим был 2015 год. В тот год правительство и Нацбанк отпустили тенге в свободное плавание, национальная валюта обрушилась. Уже в следующем году число предпринимателей в стране сократилось на 10,5%. Удивительно, но в течение нескольких лет ситуация выровнялась. Сегодня количество малых и средних предприятий перевалило за полтора миллиона. Как же так вышло?
Немного истории
В 2012 году в Казахстане с высоких трибун заговорили о создании единого объединения предпринимателей.
В развитых странах такие предпринимательские объединения развивались веками – сначала гильдии, потом ассоциации, затем союзы. В независимом Казахстане в середине 2010-х действовало 700 ассоциаций, из которых по-настоящему активными были процентов 10%. Да и те представляли интересы лишь узкого круга единомышленников – крупных бизнесменов. А «мелкие рыбёшки» – малые и средние предприятия – плавали в этом океане совершенно разрознено.
Нужен был институт, который смог бы объединить отечественный бизнес. А бизнесу (особенно МСБ) нужен был лоббист, который мог бы представлять его интересы в органах власти. Так, в 2013 г. появилась Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Под новое объединение даже был принят специальный закон «О Национальной палате предпринимателей РК», укрепляющий статус объединения (в его разработке участвовало министерство нацэкономики). Пожалуй, ни один закон в стране не готовился в такие сжатые сроки – меньше 6 месяцев.
Против нелепых законов и коррупции
На первом организационном заседании председателем президиума палаты был избран Тимур КУЛИБАЕВ. Первым делом сообщество приступило к ревизии законодательства. Был создан реестр системных проблем бизнеса. Выяснилось, что в законодательстве накопилась масса абсурдных требований, которые тормозили экономику страны.
Большинство устаревших норм касалось санитарно-эпидемиологического контроля. Например, было требование, что для кондитерской малой мощности необходимо 14 помещений. В том числе должно быть 3 отдельных помещения… для хранения яиц, разбивания яиц и изготовления яичного меланжа. Уже тогда у кондитеров было современное оборудование – оно и дезинфицировало, и мыло, и делало меланж… Зачем для этого нужны были три помещения? Но требования были!
При поддержке Нацпалаты 85% нелепых требований удалось отменить. Был организован Call-center – каждый предприниматель мог озвучить свои проблемы, а руководители объединения доносили их до правительства.
Только за первый год работы Нацпалаты было зарегистрировано больше 4 тысяч телефонных звонков на «горячей линии» и более 3 тысяч очных обращений предпринимателей. Больше всего критики было на госорганы за излишнее административное давление и надзор. Как результат, число проверок снизилось вплоть до полного моратория. Давление на мелкий бизнес со стороны надзорных органов также ослабло.
НПП «Атамекен» стала связующим звеном между государством и бизнесом. Её председатель в ключевых вопросах лично проводил переговоры с представителями властных структур. Право голоса в правительстве дало возможность НПП устранять барьеры. На 25% сократились контрольно-надзорные функции госорганов. Количество жалоб сократилось на 30%.
НПП «Атамекен» стала первой неправительственной организацией, которая ежегодно проводила совместные заседания с генеральной прокуратурой. А потом и с Верховным судом и антикоррупционным агентством. Как результат, количество досудебных расследований в отношении бизнеса снизилось в 5 раз.
В 2017 году при прямом участии Нацпалаты была упразднена нашумевшая 215-ая статья УК РК – о лжепредпринимательстве – из-за неё страдали контрагенты лжепредприятий. На её отмену у сообщества ушло два года.
Впрочем, иногда представителям Нацпалаты приходилось бороться с чиновничьей бюрократией за права предпринимателей намного дольше. Яркий пример – так называемая «100-метровка». Существовала обязательная норма: если субъекты предпринимательства осуществляют розничную или оптовую реализацию алкогольной продукции, то они не могут располагаться ближе 100 метров от учреждений образования. Этот закон был принят в 2000-е, а магазины были открыты ещё в 90-е. Выходит, они должны закрыться? На урегулирование этого вопроса ушло 15 лет!
Коррупция – главный тормоз экономики, и враг любого предпринимателя. В борьбе с этим злом помогла цифровизация. Именно НПП в середине десятых годов ввела принцип «одного окна» для госзакупок.
Электронная система объединила 5 площадок закупок государственного и квазигосударственного сектора. Это упростило доступ к закупкам и самим заказчикам, и предпринимателям. Все товары, работы и услуги получили свой индивидуальный номер. Поиск стал проще. Также система защитила участников рынка от необоснованного завышения цен. За 2020 год через «единое окно закупок» онлайн было подписано более миллиона контрактов. Бюджет страны сэкономил 46 млрд тенге.
Поддержка в сложное время
В 2015 году по инициативе председателя НПП был запущен один из самых успешных проектов поддержки МСБ – «Бастау Бизнес». Его цель развить предпринимательство и фермерство на селе, привлекая к этому самозанятых и безработных. На его реализацию было выделено почти 1,5 млрд тенге. Совместно с акиматами сельчанам выдавали микрокредиты на открытие своего дела по 6 направлениям. В 2017 году эту инициативу поддержало правительство страны – из республиканского бюджета через «Атамекен» участников программы учили предпринимательству. В 2017 году обучение прошло 15 тыс. человек, из которых более 3 тыс. смогли открыть своё дело.
Работа НПП не ограничивалась только отстаиванием интересов предпринимателей. Бизнес помогал бизнесу и простым гражданам. В 2019 г. в Арысе взорвался склад боеприпасов, был объявлен режим ЧС. Большинство семей осталось без крыши над головой. Восстановить Арыс помогала вся страна. Палата предпринимателей также оказала гуманитарную и финансовую помощь.
В 2020-м прогремела пандемия коронавируса. Огромные убытки понесли предприниматели – общепит, туризм, торговля, сфера развлечений и отдыха. 3,5 млн человек остались без заработка. В НПП «Атамекен» тогда поступило 100 тысяч обращений. При участии Нацпалаты были введены налоговые послабления и льготные кредиты для предпринимателей. Отдельные отрасли освободили от арендной платы, и оказали прямую финансовую поддержку.
Бизнес – это прогресс
Издание Forbes так охарактеризовало НПП «Атамекен»: «Созданная по модели торгово-промышленных палат Германии, Австрии и Турции, единственная в СНГ организация, консолидирующая бизнес-сообщество страны, имеющая широкий спектр законодательно закрепленных функций и полномочий».
К заслугам Нацпалаты относится снижение налоговой нагрузки на бизнес, повышение ответственности государственных служащих, перевод таможенных процедур в электронный формат, решение проблем туристической отрасли и отечественного автопрома.
Таким образом, именно ослабление госрегулирования и создание благоприятной бизнес-среды с подачи и при активном участии общественного объединения предпринимателей – стали основными факторами, которые положительно повлияли на улучшение бизнес-климата в Казахстане.
Источник: Ratel.kz