О чем писали журналисты изданий на казахском языке: inbusiness.kz сделал подборку наиболее интересных материалов, вышедших за неделю.
Мы долго ждали этого момента: в этом году страна начала копить деньги и имеет возможность уменьшить долги, рассуждает Айбар Олжаев.
Половина 2022 года позади, и пришло время посчитать кредит и дебет, доход и расход. За шесть месяцев есть две главные новости, и они позволяют полагать, что Казахстан встал на путь экономического рационализма.
Первое. Поступления в Нацфонд выросли в два раза по сравнению с прошлым годом. Конечно, это связано с высокими ценами на нефть, но заметно улучшается и налоговая дисциплина, которую необходимо превращать в бюджетную дисциплину в целом. Потому что за полгода расходная часть бюджета выросла еще на 20%. По данным ассоциации финансистов, по показателям консолидированного бюджета за шесть месяцев собрано свыше 10,2 трлн тенге налогов.
Второе. Консолидированный бюджет позволяет сокращать профицит и объем внешних долгов. В этом году правительство планировало взять долг на 4,6 трлн тенге, из которых пока получено 1,7 трлн тенге. При благоприятной внешней конъюнктуре правительство сможет сбить темпы роста долгов: взять еще 2 трлн тенге и, возможно, остановиться на уровне 3,7 трлн тенге.
Бюджет много лет был дефицитным, но в этом году наблюдается профицит в 1,4 трлн тенге. Однако надо признать нерешенность проблемы постоянного покушения на Нацфонд. В этом году трансферт составил 2,4 трлн тенге, и это больше на 15%, чем за прошлые полгода. Есть надежды, что с 2023 года эти объемы трансфертов уменьшатся. Можно жить без Нацфонда, а на налогах, если экономить и навести порядок в очагах теневой экономики, таких как рынки «Алтын Орда» и «барахолка», на таможнях «Хоргос» и «Кордай».
Активы Нацфонда связаны не только с доходами и расходами. Например, несмотря на удвоение поступлений, сейчас их рост составил всего 6%. Активы непостоянны в связи с разницей курсов валют, перерасчетов акций.
«Еще один нюанс: считать Нацфонд в тенге не нужно. Он все равно пополняется долларом и рассматривается долларовым эквивалентом. А счет в тенге приводит к статистическим манипуляциям в связи с неустойчивостью курса. Например, актив в долларах может не меняться полгода, а курс тенге может упасть. И здесь нетрудно похвастаться, рассказывая, на сколько тенге вырос наш Нацфонд. Но это, по сути, самообман.
Еще, теперь в наших бюджетных расходах нет непонятных, но глобальных статей, таких как Экспо, Олимпиада, универсиада, саммит, съезд. Мы начали понимать, что имидж Казахстана можно делать и без космических расходов», – говорит он.
За Мухамедиулы заступились «большие люди»
Очень известные и крупные деятели культуры Казахстана, писатели и представители интеллигенции направили письмо генеральному прокурору РК Берику Асылову и председателю Верховного суда РК Жакипу Асанову с просьбой пощадить экс-министра Арыстанбека Мухамедиулы.
И разослали это письмо многим редакциям из казСМИ.
В письме стоят подписи, начиная от академика НАН РК Торегельды Шарманова, народного писателя Мухтара Шаханова, народной артистки РК Бибигуль Тулегеновой, народного артиста РК Асанали Ашимова и заканчивая поп-певицей Мадиной Садуакасовой.
Все они потребовали справедливого расследования дела против экс-министра. В письме говорится о заслугах Мухамедиулы в сфере культуры и спорта, о его честности и гражданской преданности государству.
Казахстаном правят колонисты?
Когда в прямом эфире транслируют заседания мажилиса или любых госорганов, 40 из 100 комментариев касается языка. В чем проблема? Главная риторика людей: «Как вы можете решить мои проблемы, не разговаривая на моем языке?». Власть, которая не говорит на языке своего народа, – это колонист, а значит, мы до сих пор живем в неоколонистской форме, высказался активист Жалғас Ертай.
Казахи все еще живут в старой колонистской парадигме. Мы не знаем о своих правах жить и требовать документы на казахском языке. Мы стали жертвой «селф-ориентализма», эдакой самодискриминации. Казахов уничижали целых 100-150 лет, так что мы к этому привыкли и приняли. Теперь мы унижаем сами себя.
В ЦОН Алматы посетителю первым делом вручают формы заявок на русском языке. Чтобы потребовать и потом получить форму на казахском языке, потребуется солидное упорство. Отсюда и статистика: в алматинские ЦОН в прошлом году 71% заявок подано на русском языке и 29% на казахском. И эти 29% – истинные герои! Преодолев все препоны, умудрились достигнуть 29%.
В Туркестане, где даже русские без проблем говорят на казахском языке, где одна за другой закрываются русские школы, люди перед банкоматом выбирают языком обслуживания русский. Оказывается, народ считает русский интерфейс более понятным. А это отражается в статистике так, что казахстанцы чаще пользуются русским языком. Это ошибка со стороны государства, потому что всю инструкцию государство в первую очередь предоставляет на русском языке. Даже в филиалах Отбасы банка возле терминалов выдачи талона на очередь обычно стоит персонал, который в первую очередь жмет кнопку русского языка. А значит, в структуре бюрократической системы нашего государства статистика не играет никакой роли, особенно та статистика, которая касается языка, говорит он.
Источник: Inbusines.kz