Что стоит за заявлениями бизнесменов о создании Движения экономического национализма — личные амбиции или реальный патриотизм?
Представители казахстанского бизнес-сообщества провели в Алматы брифинг, где объявили о создании Движения экономического национализма «Qazaqstanda Jasalğan», сообщает inbusiness.kz Присутствовавшим в зале журналистам различных медиа были представлены основные цели нового движения «экономического национализма», призванного, как рассказали инициаторы создания, добиться глобального изменения внутренней экономической политики страны, чтобы поддержка отечественного товаропроизводителя стала первоочередной задачей для государства.
Организаторами Движения стали бизнесмены и представители отраслевых ассоциаций, представляющих, по их словам, интересы около 100 тысяч работников, занятых в различных секторах экономики Казахстана, от легкой и деревообрабатывающей промышленности, до транспортной отрасли и предприятий военно-промышленного комплекса страны.
Список первоочередных целей Движения насчитывает 11 пунктов и включает в себя требования неприкосновенности личности и частной собственности, освобождения от налогов казахстанских производителей, защиты интеллектуальной собственности, отказа от субсидий, а также формирование новой государственной идеологии, направленной на развитие реального сектора казахстанской экономики — национального капитала.
Как подчеркнули организаторы движения, причиной, побуждающей бизнес не только объединиться, но и заявлять о своих политических амбициях, становится отсутствие государственных служащих и законодателей заинтересованности в развитии реального сектора экономики, и, зачастую, «лоббирование интересов зарубежных производителей и импортеров», а также отсутствие внятных, логичных правил, которыми должен руководствоваться не только бизнес, но и государство.
«Нас не слышат», отметил президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Канат Ибраев. По его мнению, очень трудно объяснить логику принятия решений властями. В качестве примера бизнесмен привел действия во время пандемии, когда, в отличии от многих стран, казахстанские предприятия были лишены поддержки со стороны государства, что привело не только к спаду в этом секторе экономики, но и к сокращению численности работников, и к росту безработицы в стране.
«У нас, в Казахстане, ввели запрет на покупку офисной мебели, изготавливаемой казахстанскими предприятиями за счет бюджетных средств, и, соответственно, в отрасли пошел резкий спад. Сотни миллиардов тенге выделены на госпрограмму «Комфортная школа», в рамках которой будет построено 400 новых школ, но мы, как производитель мебели не можем участвовать в ней. Из-за подобных решений наша отрасль уже потеряла до 4 500 рабочих, в том числе и квалифицированных. Складывается впечатление, что наши чиновники напрямую отстаивают интересы импортеров» — считает Канат Ибраев
Постоянно вводимые новые ограничения не просто «кошмарят» бизнес, а приводят к печальным, для предпринимателей, итогам.
«Постоянно меняются правила, вводятся новые ограничения. Я в мебельном бизнесе работаю около 12 лет и за эти годы нам уже четыре раза вводили различные ограничения. Кроме того, за эти годы мой личный бизнес уже трижды банкротили – дважды налоговая и один раз госорган. Не конкуренты, не бандиты, а именно государство! Мы готовы решать проблемы, но нас не слышат, и поэтому мы вынуждены создавать это движение» – резюмирует предприниматель.
По словам председателя Ассоциации предприятий Оборонно-промышленного комплекса Айбека Барысова, казахстанские бизнесмены практически ежедневно сталкиваются не только с равнодушием чиновников, но и с высокомерием руководителей государственных структур различного ранга, которые, по ощущениям, выделяют деньги на реализацию госзаказа или госпрограмму не из бюджета, а как будто из своего собственного кармана, заявляя при этом о некомпетентности местного бизнеса.
О первостепенной важности развития страновой ценности и увеличения местного содержания в продукции рассказала Гулмира Уахитова — председатель саморегулируемой организации легкой промышленности Qaz Textile Industry.
«Защита национального инвестора- важнейшая роль государства. У нас есть множество примеров, когда казахстанские компании заключают долгосрочные договоры с государством, недропользователями, системообразующими предприятиями, вкладывая при этом в строительство необходимой инфраструктуры личные и кредитные деньги, а в какой-то момент все эти контракты попросту расторгаются. Без основания, без логичных объяснений. И где при этом оказывается бизнес? И это происходит повсеместно. Принимаются просто абсурдные решения, но убедить чиновников в обратном попросту невозможно. И вот эти решения госслужащих вызывают много вопросов у бизнеса» — считает Гулмира Уахитова
О странных решениях чиновников, которые могут привести к проблемам в аграрной отрасли рассказал один из казахстанских экспертов в сельскохозяйственной отрасли Кирилл Павлов. Запрет на экспорт казахстанского лука – может послужить этому наглядным примером.
«Нужно менять систему «вертикальных решений» и моментальных поворотов, и по сути, в этом движении я вижу некую альтернативу НПП Атамекен, только без их бюрократического аппарата, превратившего палату в неповоротливый механизм.
АПК — это отрасль, где помимо естественных рисков, отсутствует стабильность правил и механизмов регулирования, что несет высокие инвестиционные риски. Я считаю, что отрасли не хватает аграрного омбудсмена, ведь в спорах между аграриями, как и между чиновниками и аграриями, страдает, в первую очередь, конечный потребитель, покупая в магазинах продукцию все дороже и дороже.
Очередное, нелогичное решение – запрет на экспорт лука. Казалось бы, это направлено, в первую очередь на насыщение внутреннего рынка, но при этом казахстанцы потребляют в год около 340 тысяч тонн лука в год, а сельхозпроизводители одной только Жамбылской области собрали в этом году больше 1 млн тонн лука. Из-за бардака в статистике принимаются решения, которые ставят под вопрос существование целого сектора АПК. В конечном итоге, в следующем году мы будем покупать в магазинах наш лук уже по 500 тенге за килограмм» — считает эксперт.
Представители казахстанского бизнеса особо отметили, что создание движения – это очередная попытка «достучаться» до государства, обратить внимание чиновников и других ветвей власти на проблемы производителей. При этом организаторы готовы и дальше участвовать в совместной работе с государственными органами различных уровней в самых разных форматах. И поиск возможностей по реорганизации движения в политическую организацию может стать целью, если государство, в лице своих ветвей власти, так и не услышит чаяния казахстанских производителей.
«Нам, бизнесменам, не хотелось бы идти в политику. Но, если депутаты и чиновники по-прежнему будут препятствовать развитию казахстанских предпринимателей и производителей, то у нас просто не будет другого выбора. Потому что никаких других рычагов мы не видим, и нам придется самим участвовать во всём этом самостоятельно» – подвел итог Айбек Барысов
Источник: inbusiness.kz