Маржа розницы. К чему стремится топливный ритейл?

Не так давно обсуждался вопрос развития розничного бизнеса нефтепродукта, поднимались проблемные вопросы розничного бизнеса и существующих механизмов административного воздействия на бизнес АЗС.

Неоднократно отмечалось, что на фоне негативной динамики курса национальной валюты, роста мировых цен на нефть и нефтепродукты казахстанский рынок ГСМ как бы топчется на месте. Данные о росте стоимости бензина на 13% с начала 2021 года активно обсуждаются в правительстве и СМИ, но мало кто хочет обращать внимание, что данный рост цен на бензин является в первую очередь отложенным повышением ставки акциза, которая изменилась еще в январе 2020 года и нашла свое рыночное отражение только после восстановления спроса на бензин на внутреннем рынке. Во всем остальном на розничном рынке активно работает механизм административного сдерживания цен в рамках годового коридора инфляции.

В одном из материалов уже упоминалось, что на сегодня разница между оптовой и розничной ценой бензина в Казахстане составляет около 17%.

Что такое эти 17%? На сегодня это около 26 тг/литр в бензине Аи-92. Учитывая все расходы между оптом и розницей, а это:

  • транспортировка от завода до рынка сбыта – около 8 тг/л;
  • услуги хранения на нефтебазах – 2-3 тг/л;
  • доставка топлива от нефтебазы до АЗС – 2-3 тг/л;
  • непосредственно расходы заправки – заработная плата, налоги, коммунальные платежи, текущий ремонт, обслуживание банковских займов – около 13 тг/л.

В итоге на сегодня розничный бизнес имеет доход не более 2 тг/л. Достаточно ли этого для развития АЗС и успешного конкурирования на рынке? Я думаю, нет.

Можно много рассуждать о необходимости дополнительного привлечения банковских займов в капитальное строительство. Да, это решение вопроса. Но современные требования к инфраструктуре АЗС и текущие рыночные реалии позволяют говорить о долгосрочном возврате таких инвестиций, а это 7-10 лет. Готов ли действующий субъект розничного бизнеса привлекать заемные средства на столь долгие перспективы? Или готов ли банковский сектор финансировать такие длинные проекты в условиях высокой волатильности мирового рынка нефти и нефтепродуктов и административного давления на розничный рынок ГСМ? Данный момент тоже вызывает много вопросов.

В текущих реалиях субъект розницы может развиваться только за счет собственных средств, а достаточен ли текущий уровень маржинальности бизнеса для инвестирования в развитие торговли тоже вопрос крайне сложный. Чистый доход розничного ритейла на сегодня составляет чуть более 1%.

Большинство участников рынка находятся в рисковой зоне сворачивания бизнеса. Пресловутое мнение о сказочных доходах нефтяников уже давно не имеет под собой веских оснований. Высокий уровень доходности нефтяной отрасли обеспечивался в период бума нефтяных котировок. На сегодня нефтяная отрасль находится в весьма сложном положении, пытаясь обеспечить лишь покрытие текущих расходов.

Что же нужно розничному бизнесу для развития конкуренции и возможности инвестирования в самих себя? Мировая практика показывает разницу между оптовыми и розничными ценами на уровне 30%. При этом в понятии «мировая практика» необходимо учитывать относительную приближенность рынков сбыта от НПЗ или морского порта. Казахстанская география на сегодня съедает 8 тг на литре бензина только на расходах по транспортировке между НПЗ и регионом внутри страны.

Фактически мы можем говорить, что 30%-ная разница между оптом и розницей может позволить казахстанским АЗС самостоятельно развиваться. Почему за счет потребителя? Расширение спектра услуг, повышение качества сервиса – все это нацелено на потребителя. Хочешь получать качественный и широкий сервис – заплати.


Источник: inbusiness.kz

Будьте первым "Маржа розницы. К чему стремится топливный ритейл?"

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*