«Тенге должен значительно укрепиться к рублю» – эксперт

Казахстан. Курс. Контекст.

Экономическая ситуация в Казахстане и мире меняется сейчас каждую минуту. О том, что происходит с национальной валютой и к чему казахстанцам нужно быть готовыми в дальнейшем Orda.kz рассказал эксперт и финансовый консультант Расул Рысмамбетов.

Расул Рысмамбетов:

В декабре 2021 года, финансисты закрывали год и лихорадочно пересчитывали курс национальной валюты, чтобы понять, как складывать бюджет-2022. Экономисты звонили друзьям в госорганах и сводили экспертный консенсус – какой курс закладывать, где можно увидеть прибыль и как снижать затраты.

Январь 2022 года значительно поколебал уверенность финансистов, а февральская атака России на Украину, провалившийся блицкриг и начавшаяся наземная война – полностью выбила часть из нас из колеи. Если точнее, в отчаяние финансистов теперь приводит курс национальной валюты из-за начавшихся санкций против России. Будучи нашим крупнейшим торговым партнером, Россия влияет на наш рынок и курс через торговый баланс. Кроме того, мы, по идее, находимся в одном экономическом объединении – ЕАЭС (Евразийском экономическом союзе).

Первые санкции по России были слегка неуверенные и только набирали ход. Однако будучи пакетными, по несколько санкций сразу, как кассетные бомбы, они начали раскручиваться и сейчас мы видим акции Сбербанка по 1 центу (а они были 15 долларов чуть ранее), на глазах нищающих акционеров «Лукойла» и вообще все российские компании. В Россию отказываются поставлять товары логистические компании, давать в долг российским компаниям крупные фонды и банки не будут. На глазах наш сосед превращается в страну-изгой, который вот-вот может объявить дефолт (пусть и технический) по краткосрочным обязательствам. Страшны не только санкции, но и непонятный горизонт их применения.

Ни одна аналитическая структура в мире не даст даже приблизительный прогноз, когда санкции ослабнут. Зато любой обыватель понимает, что в грядущие недели санкции будут только ужесточаться. Россия – крупная экономика, куда вкладывали практически все фонды, где зарабатывали деньги многие бизнесмены мира, прямо или опосредованно. При этом, как и все страны мира, Россия сильно зависит от глобальной экономики. В страну ежечасно прибывали грузы, электроника, механизмы, двигатели, турбины на миллиарды долларов США.

Данный контекст нужен для того, чтобы понять – экономика России находится под обстрелом с десятков сторон, и коренное отличие санкций от бомб, что санкция взрывается каждую секунду, невосстановимо меняя ландшафт экономики, а затем и политики в стране. Теперь в неопределенном периоде времени российский рынок выпадает из мировой картинки, и поставки туда будут под внимательным надзором многих стран и международных организаций.

И несмотря на бравурные рапорты, что не все страны присоединились к санкциям, а кто-то звонил шёпотом выразить поддержку, показателен факт, что даже нейтральная Швейцария объявила ряд санкций на президента России, главу правительства и МИД. Если я правильно помню, то последний раз Швейцария объявляла санкции против кого-то во время Второй Мировой войны.

Канонада от санкций уже слышна в Казахстане и взорвала курс тенге до 500+ тенге за 1 доллар.

К сожалению, абсолютно невозможно предсказать курс тенге к доллару. Впереди, в середине марта, весь мир ждет заседание комитета по ставке Федеральной резервной системы США и значительные ожидания, что ФРС примет решение прибавить +0,25%, что укрепит доллар ко всем другим валютам мира.

Однако речь идёт не об одном курсе, а о курсе тенге к доллару и курсе тенге к российскому рублю.

Раньше, когда Россия была частью мировой экономики – мы приблизительно понимали сколько стоит рубль, сколько стоит тенге и доллар.

Сложившийся ранее паритет в 5,8 тенге за 1 российский рубль уже не работает. Более того, даже без учета товарных потоков, тенге должен значительно укрепиться к рублю по простой причине – тенге можно поменять на доллары, а российский рубль – с большим трудом.

Вообще, последние две недели отбросили российскую экономику практически в Советский Союз 80-ых. Но! Пока это чистые ожидания, то есть трезвый расчёт и щепотка паники.

И если курс тенге к доллару формируется по-прежнему через количество долларов и золота у нас в резервах, то возникает сложный вопрос для наших и российских экономистов: как формировать курс рубля к тенге? Часть российских активов в долларах заморожена и правительство там идет на беспрецедентные меры – запрет на экспорт чуть ли не половины производства. И значительная часть из запрещенного экспорта – это товары, которые мы покупаем только в России.

Вероятнее всего, будет какая-то корзина валют из доллара, евро, юаня, франка, в которой мы попробуем торговать, однако обе стороны сейчас могут предложить торговать в национальных валютах – в тенге или в рублях. И это будет большой ошибкой, потому что ни та, ни другая валюта не являются твердыми, то есть рубль/тенге не покупают третьи страны в свои валютные резервы.

Как вариант могут стать расчеты в золоте, тем более у РФ солидные запасы драгоценных металлов. Экзотика в виде стейблкоинов, биткоинов и прочих криптоденег – однозначно не может быть средством расчёта, потому что их волатильность даже выше, чем у рубля с тенге.

Поэтому в дальнейшем курс тенге к рублю может приблизиться к значениям давнего паритета в 3-4 тенге за 1 рубль, в силу объективной реальности. Если действие санкций продлится, то рубль может и ослабнуть до 1,5-1 тенге. Но все же курс тенге-рубль не умозрительное упражнение, а конкретное соотношение торгового баланса и экономик двух стран.

Куда надо смотреть? Надо смотреть на возможность российской экономики пополнять складские запасы после того, как люди смели весь товар с полок, производство запустилось, но одновременно значительная часть иностранных производителей ушли с рынка и продолжают уходить. Как оказалось, часть российского производства – сюрприз-сюрприз! – оказалось ничто иное, как часть длинной производственной цепочки транснациональных корпораций, а вовсе не собственным российским продуктом. Поэтому с их уходом есть вероятность, что производство будет восстановлено не сразу и не в идентичном качестве. А значит товары, произведенные на месте ушедших компаний, уже не смогут продаваться по прежней цене, а должны быть дешевле.

2020-2021 годы пандемии доходчиво объяснили нашим производителям, что надежды на зарубежного поставщика надо вкладывать самые малые и стараться обходиться своими компонентами. Сейчас к нам придут частично бренды, которые продавались в России – и производственную цепочку надо выстраивать с учетом потенциальных перебоев.

В случае если Казахстан и Россия пойдут частично на бартерные сделки – это может быть легче, потому что на глобальные товары вроде нефти, зерна, воды, газа – цены установлены в долларах на мировых биржах и сторонам не придется спорить за копейки. Поэтому правительству Казахстана надо принять во внимание, что сейчас сделки в рублях и тенге, как сделки в фантиках, просто одни из них обеспечены долларами, а другие – нет.

Это был контекст, в котором сейчас надо будет оперировать правительству Казахстана – выстраивать торговлю с государством под санкциями, менять наши фантики на их бумажки, искать замену российским товарам, если многолетние связи нарушатся.

Главные советы казахстанцам в таких условиях неопределенности:

  1. Никакой паники, потому что в спешке человек делает некачественные решения.
  2. Отказаться от покупки ненужных товаров, отказаться от ненужных трат.
  3. Не покупать доллары на чёрном рынке, потому что фальшивки никуда не делись.
  4. Активнее заняться своим здоровьем, потому что в ситуации стресса человек быстрее заболевает.
  5. Не читать новостей про войну, катаклизмы. Вообще на человека влияет только его страна и город, такие новости можно и нужно читать.
  6. Обновить контакты банка, где у вас кредит и быть готовым не позвонить в банк, а пойти и написать письменное заявление о реструктуризации кредита.

Думаю, что в такой позе нам надо побыть месяц-другой, чтобы дать возможность правительству предложить качественные решения и уже в разгар весны всё должно начать работать.


Источник: ORDA.kz